(Статья взята из интернета)
Литература ужасов России — литература ужасов на русском языке. Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть «Повесть о Дракуле», увидевшая свет в 80-е года данного века. Как отмечал Я. С. Лурье: легенда о Дракуле-вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской «Повести о Дракуле» (80-е годы XV века).
История развития
XIX век
Первая в русской литературе фантастическая повесть А. Погорельского «Лафертовская маковница», написанная в 1825 году несомненно под влиянием Гофмана, хотя и была достаточно самобытна. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к демонологическим верованиям автор относится иронически (впоследствии сходное отношение будет отмечаться у А. Пушкина и Н. Гоголя).
— Батюшка! это бабушкин чёрный кот, — отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.
— С ума ты сошла! — вскричал Онуфрич с досадою. — Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.
А. Погорельский, «Лафертовская Маковница».
Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение «Майская ночь, или утопленница». В 1835 выходит вторая книга того же автора «Миргород», особое место в котором заслуживает повесть «Вий», которая не раз была экранизирована, в том числе легла в основу фильма итальянского кинорежиссёра Марио Бавы «Маска Сатаны» 1960 года.
Причудливый фантастизм таинственных повестей В. Ф. Одоевского и всем известный интерес автора к алхимии и сочинениям средневековых мистиков иногда заставляли забывать о весьма трезвом, реалистическом мышлении этого писателя с уникальными познаниями. Его духовидцы и призраки, характерные для романтической литературы, возникли и благодаря интересу Одоевского к гипнотизму и особого рода одержимости. Одни из малоизвестных его произведений такого плана — «Импровизатор», «Сильфида», «Орлахская крестьянка».
В 1827-1833 годах выходят «таинственные рассказы» О. Сомова («Приказ с того света», «Киевские ведьмы», «Кикимора»). В 1830-х годах выходит рассказ «Страшное гадание» А. Бестужева-Марлинского. Можно также вспомнить сборник «Вечера на Хопре» М. Загоскина.
В целом проза русского романтизма изобилует образцами «эстетики ужасного». (Неплохое представление о ней можно получить по многочисленным антологиям ранней русской фантастики, издававшимся в 1980-е годы) Такие произведения как «Пиковая дама» Пушкина («Уединенный домик на Васильевском» был написан Пушкиным в соавторстве с В. Титовым), а также повести Гоголя «Страшная месть», «Портрет» (творчество Гоголя было значимым этапом на пути постепенного формирования жанра «ужасов») заложили основы и дали большой толчок развитию литературы ужасов в России.
В 1841 году выходит отдельной книгой повесть «Упырь» Алексея Константиновича Толстого. Повесть ввела в русскую литературу образ вампира (в Российской империи помещено действие вампирской новеллы Мериме «Локис»). Произведения А. К. Толстого «Семья вурдалака», «Амена» и «Встреча через триста лет» также носят элементы ужасного, однако изначально были написаны на французском языке и не издавались при его жизни. В России эти произведения впервые были выпущены в 1884 («Семья вурдалака») и 1913 («Встреча через триста лет»). Позднее появляются «Мертвое озеро» Некрасова и Станицкого, «таинственные повести» Тургенева, «Бобок» Достоевского, Вальтер Эйзенберг К. Аксакова но в целом во II-й половине XIX века сверхъестественное было ограничено святочными рассказами, не всегда серьёзными.
Серебряный век
На рубеже XX века сверхъестественное возвращается в массовую беллетристику («Жар-цвет» Александра Амфитеатрова, повести Веры Желиховской — сёстры Елены Блаватской, романы Веры Крыжановской-Рочестер). Русские символисты — Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Леонид Андреев, А. М. Ремизов — восприняли пропущенную через Бодлера традицию Эдгара По. У Белого мотивы мистического хоррора звучат в романе «Петербург», у Ремизова — в рассказах «Чёртик» и «Жертва». Характерное произведение этого периода — «Стереоскоп» Александра Иванова.
Ближе к революции начинается писательская деятельность Александра Грина и Сигизмунда Кржижановского, последний из которых не был свободен от влияния немецкого экспрессионизма. В 1912 году вышла пародия на «Дракулу» — «Вампиры», подписанная «б. Ольшеври», то есть «больше ври». Роман представляет собой своего рода предысторию к «Дракуле», однако прямых отсылок к тексту Стокера нет. «Вампиры» напоминают, скорее, не пародию, а подражание Стокеру. Можно выделить несколько подражательных аспектов: перволичное повествование, являющееся отличительной особенностью английской литературы (но есть также и третьеличное), множество писем и дневниковых записей героев, имена некоторых действующих лиц (Мина, Люси) совпадают с именами героев Стокера, начало действия обоих романов сопряжено с приездом в Карпаты иностранца и т. д. Полное название романа звучит как «Фантастическая повесть барона Олшеври (из семейной хроники графов Дракула-Карди»).
Советская эпоха
Нормативная поэтика соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 1960-м годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике («Последняя дверь!» Михаила Емцева и Еремея Парнова, «Фирма „Прощай, оружие!“» Александра и Сергея Абрамовых). Особый случай — мистическая проза Абрама Терца и Юрия Мамлеева, которая до перестройки в СССР не печаталась.
В 1933 году, будучи в эмиграции А. Куприн написал рассказ «Ночная фиалка».
Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:
— Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!
М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Современный период
После перестройки в России появились несколько книжных серий, посвящённых литературе ужасов: «Пропасть страха» и «Тёмный город» издательства АСТ, серия «Мистика» издательства Эксмо, а также «Библиотека остросюжетной мистики» и «Мастера остросюжетной мистики». Однако после кратковременного бума в начале 90-х популярность их резко пошла на спад. Попытки создать серии российской мистики («Армагеддон» от «ОЛМА-ПРЕСС», «Азбука-триллер» от «Азбуки», «Мистический детектив» от «Эксмо», «Ночной дозор» от «АСТ») попросту провалились. Большая часть того, что написано российскими авторами в «мистическом» жанре, издается под маркой детектива или фантастики. Из отдельных произведений к жанру имеют отношение «Гулы» Сергея Кириенко, сборники «Сибирская жуть», сочетающие художественные и документальные начала (но серия имеет лишь некоторые элементы жанра). Определённое отношение к жанру имеют некоторые произведения Алексея Атеева, Юрия Мамлеева, Владимира Сорокина и Виктор Пелевина. Больше всего известны «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Популярны также сериалы Василия Головачёва, особенно «Запрещенная реальность». Немногие писатели, которые специализируются на «ужастиках» — Алексей Атеев, Андрей Дашков, Максим Маскаль, Валерий Роньшин, Синявская Светлана (Синявская Лана), Виктор Точинов, а также Иван Карасев. Своеобразный российский автор в этом жанре Анна Старобинец.
В начале 2000-х годов популярность русскоязычного хоррора снова начинает возрастать. В связи с этим было образовано литературное общество «Тьма», объединившее молодых и уже известных авторов русскоязычного хоррора. Наиболее известным и популярным на сегодняшний момент является творчество авторов, объединенных проектом «Александр Варго».
Начиная с 2010-х годов века популярность русскоязычного хоррора постепенно увеличивается.
В 2012 году «Эксмо» выпускает серию «НЕРВ. Современный роман ужасов», в которой выходит три книги Алексея Шолохова (одного из авторов, пишущих под псевдонимом Александр Варго). Электронный журнал Darker, посвященный хоррору, в 2014-м году получает престижную премию Еврокона, как лучший фензин Европы. В это же время выходит целый ряд антологий, посвященных непосредственно хоррору. Среди них наиболее популярные: «Самая страшная книга-2014» (премия журнала «Мир Фантастики» за лучшую антологию в жанре хоррора/мистики), «Самая страшная книга-2015» — обе под редакцией культового исследователя хоррора, создателя сообщества «Тьма» и журнала «Darker» М. С. Парфенова, серия «Темная сторона», составителем которой выступила популярный автор хоррора Мария Артемьева. Проект «Александр Варго» был расширен и часть книг стала выходить под заголовком: «Апостолы Тьмы», где отметились молодые авторы «новой волны хоррора». С конца 2015 года начинается выпуск первого в России печатного издания «RedRum», в редакции которого хоррор-авторы Мария Артемьева и Алексей Шолохов.
Весной 2018 года издательство "Эксмо" запустило серию романов ужасов "Русский хоррор". На текущий момент в ней вышли три книги: "Театр мистера Фэйса" Андрея Ангелова, "Попрыгунчики на Рублёвке" Глеба Соколова и "Пастырь мертвецов" Антона Вильгоцкого.
Заслуживает внимания книга Владимира Шамова "Чёрт с тобой. Иди к чёрту. Какого чёрта" , которую можно отнести к жанру деревенской мистики. В "чертовой трилогии" В. Шамов описывает исконные русские предания, страхи и предрассудки, трагикомически показывает быт и странные обряды русской глубинки, иногда применяя так называемый афенский язык. Удивительные фантастические существа то помогают, то наказывают деревенских жителей.