В стремлении быть впереди всех есть много хорошего, но не всегда и не во всем - могут заплевать спину. Да и не всем дано, нужно быть или гением с божьим талантом, или упертым трудоголиком, шаг за шагом продвигаясь к цели, ну, или негодяем.
А еще, почти любое первенство можно оспорить, и, чем дальше вглубь веков, тем легче это делается заинтересованными выгодоприобретателями. Сказки, легенды и мифы появились на заре человечества, благодаря многим, мы знаем о событиях глубокой древности, они являются важным элементом и культуры, и истории. Но бывает и исторический вымысел специально придуманный, именно о таком и пойдет речь ниже.
Лавры Икара издавна будоражили умы некоторых индивидуумов, завидующих птицам и стремящихся в небо. Полет на воздушном шаре стал первой ступенькой человека к космическим высотам, братья Монгольфье и Жак Шарль во Франции в 1783 году были пионерами воздухоплавания, через 60 лет вышел роман Жюля Верна, а в начале 20го века братья Райт создают первый самолет и поднимаются в воздух цеппелины.
В России тоже были свои «левши и кулибины», но грандиозные успехи в покорении неба к нам пришли лишь в прошлом веке. Ну а кто же стоял у истоков? Кто вдохновлял Циолковского, Чкалова, Гагарина? Уж если нужно найти героя – его всегда отыщут. Так появилась легенда о первом полете на шаре подьячего Крякутного в славном городе Рязани.
Хотя, легенда слово красивое и на пустом месте легенды не возникают, в данном случае мы имеем место с фальсификацией (сейчас это модно называть «фейком»), к тому же фальсификация оказалась тройной. Давайте разбираться по порядку откуда есть сие пошло.
Отцом-основателем мифа стал известный в узких кругах Александр Иванович Сулакадзев (1771—1829). Его дед Григорий Максимович Сулакадзе, имеретинский дворянин, приехал в Москву со свитой царя Вахтанга в петровские времена и остался служить при дворе грузинской царевны. Отец получил отличное образование и служил рязанским губернским архитектором, построив великолепные памятники каменного градостроения.
Внук был также талантлив, но по-своему. Военная служба Сулакадзева не прельщала, он перебрался в столицу и стал собирателем древностей, библиофилом, драматургом и писателем. Однако собственные творения славы не приносили, и, тогда начинающий фальсификатор начал примазываться к славе чужой. Вот тут и разыгралась недюжинная фантазия предшественника знаменитого Остапа, для солидности придумавшего себе княжескую родословную.
Александр Иванович был приятелем самого Державина, которому по- дружески продал «Гимн Баяна» датировав сей уникум первым веком, конечно же умолчав о своем авторстве, собственноручно расписался за Анну Ярославовну, королеву Франции, как потом выяснили - автограф был поставлен на артефакте, созданном спустя три столетия после ее правления.
Еще в коллекции Сулакадзева были костыль Ивана Грозного, камень Дмитрия Донского с того самого поля у Непрядвы, описание креста апостола Андрея на Валааме, посуда монгольских ханов и много других «крайне редких» вещей.
Была в коллекции у собирателя древностей одна любопытная рукопись, которая досталась якобы от деда по материнской линии из Рязани. Документ сей именовался «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.». К этому труду Сулакадзев отнесся основательно и творчески, начиная рассказ о воздушном летании на Руси с Тугарина Змея и его потомка – любителя чужих жен, который почил от Агрикова меча в земле муромской.
В рукописи описывались различные потуги последователей Дедала, все неудачные, и имелась запись о первой попытке взлететь на приспособлении легче воздуха. Выглядел этот фрагмент так:
1731 год. В Рязани при воеводе подьячий немец крещеный Фурцель сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь.
Что за дым такой необычный и выжил ли герр Фурцель оставалось только гадать, хотя Сулакадзев видимо обладал немалым чувством юмора, и, если перевести фамилию немца на русский лад, то многое станет понятно.
Произведение это осталось современниками незамеченным, рукопись осталась неопубликованной. Через 10 лет коллекционер умер, собрание «редкостей» целиком продать не удалось, все было распродано по частям за бесценок, несмотря на присутствие подлинных раритетов в небольшом количестве.
Рукопись всплыла в самом начале ХХ века и была напечатана в 1901 году в журнале «Россия». Приобрел ее и опубликовал математик, фантаст и энтузиаст воздухоплавания Александр Алексеевич Родных. Правда в тексте были небольшие изменения, внесенные не рукою Сулакадзева, и это доказано, кто и когда вносил правку мы видимо никогда не узнаем.
Всего три правки, но как изменился смысл! Вместо «немец крещеный Фурцель» появился «нерехтец Крякутной фурвин», где «фурвин» трактовался как название шара. Невзирая на то, что немец из рукописи был исправлен на уроженца города Нерехта, Родных посылает фото фрагмента в Мюнхенский музей изобретений и открытий. Германские ученые, ничего не зная о Фурцеле, переводят документ на немецкий и размещают в экспозиции на видном месте, возможно пытаясь утереть нос французам.
В 1911 году приходит подтверждение полета Крякутного с самой родины цеппелинов, и в России грянула сенсация. Мы первые в небе! Журнал «Вестник воздухоплавания» объявил об изобретение на Руси воздушного шара и первом полете, что было второй частью мифа.
В советское время имя воздушного первопроходца упоминалось довольно редко до конца сороковых годов, а в начале 50х загремело с новой силой. В городе Нерехте появилась улица Крякутного и был поставлен памятник, где пионерам повязывали галстуки, статья о полете размещена в БСЭ, в 1956 году была выпущена почтовая марка в честь 225-летия,
во всю шла борьба с космополитизмом, а родиной мамонтов мы уже были по праву.
Появились подробные описания «полета», в Рязани была быстро найдена Скоморошья гора, с которой подьячего подняла сила нечистая, церковь Воскресения Сгонного, (к сожалению, разрушена в 1929г.), что прервала полет, а у самого Крякутного – имя Ефим.
Но и это еще не все. В 1909 году у малоизвестного русского писателя Евгения Николаевича Опочинина (1858-1928) вышел сборник, куда вошел рассказ «Бесовский летатель» о смерде Никитке. Сюжет рассказа коротко и точно озвучил Иван Васильевич в известном фильме. Вскоре герой Никитка обзавелся и фамилией, догадайтесь с одного раза какой? Правильно – Крякутной. Уже он вдохновлял художников Глазунова и Дейнеку, режиссеров Гайдая и Тарковского.
Разоблачение первых воздухоплавателей произошло тихо и без сенсаций. В 1951 году рукопись попала в библиотеку Академии Наук. Произведен ряд анализов и исследований, которые показали поздние исправления в изначальной фальшивке. Стало быть, ни немца крещеного, ни подьячего рязанского русское небо не принимало в свои объятия. В 1958 году данные факты были напечатаны в статье кандидата филологических наук В. Ф. Покровской «Ещё об одной рукописи А. И. Сулакадзева. (К вопросу о поправках в рукописных текстах)».
А еще через три года грянула новая космическая эра со своими невыдуманными героями. И хоть памятник в Нерехте остался, улицу Крякутного переименовали в честь первого космонавта. Но вот в Рязани, столице ВДВ, в 2018 году воздвигли арт-объект в виде воздушного шара, название парковой скульптуре дали дипломатическое: «Мечтателям-покорителям неба». Ведь мечтать – занятие полезное, без мечтателей мы бы в космос не полетели.
Буду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! Еще о Мещере, рязанском крае и известных людях можно почитать ниже и в других статьях канала:
Невоенные тайны Гайдара, легенды и факты. Мещерский период писателя
Три века – три эпохи дома с мезонином в Солотче
Паустовский, интересные моменты жизни
Иван Малявин, он же Ленька Зуев, он же мальчик - Василий Зотов с озера Сегденского и его дружба с Паустовским
О чем умолчал Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» и кто были реальные персонажи
Как Паустовский попал в Мещеру
Как Паустовский с Гайдаром искали Поганое озеро