Найти тему
Исторический понедельник

Язычество на Руси было обречено, а христианство в итоге сделало Россию самой большой державой мира

В 988-м году князь Владимир принял христианство, и начал обращать Русь в новую веру. До этого Древнерусское государство было языческим, и не могло добиться политических успехов на фоне остальных европейских и восточных стран, которые исповедовали религии, где присутствовал только один бог.

28 июля весь православный мир отмечает день памяти равноапостольного князя Владимира
28 июля весь православный мир отмечает день памяти равноапостольного князя Владимира

После того, как князь Владимир Святославич в 978 году расправился со своим братом Ярополком, чтобы сесть на великокняжеский киевский престол, это означало, что язычество победило христианство. Ярополк потакал христианам, пытаясь наладить прочные контакты со всеми своими христианскими соседями, в его свите было немало христиан, и вообще христианство если и официально не поощрялось, то не было запрещено.

Однако радость Владимира, который считал, что защитил интересы русского народа, в целом не хотевшего менять язычество на христианство, не могла быть продолжительной. Языческая Русь казалась настолько бедным и бесцветным государством на фоне своих соседей, что никакого авторитета не имела, и потому, добиться для себя выгод Древнерусскому государству было очень сложно. Особенно сильными были страны, в которых главной религией было христианство и ислам. Все попытки усилить язычество на Руси вели государство на дно, показывая несостоятельность многобожия.

Беседа князя Владимира с греческим философом о христианстве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Беседа князя Владимира с греческим философом о христианстве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

В 983 году Владимир победил прибалтийских ятвягов и включил их земли в сферу влияния Руси. Вернувшись в Киев, князь начал приносить жертвы языческим богам, и бояре решили, что в честь такой победы в жертву следует принести не животного, как практиковалось ранее, а молодого парня или девушку. Осталось только выбрать кандидатуру, что было нелегко, учитывая, что неправильный выбор мог бы вызвать у населения возмущение – каждый из киевлян мог оказаться на жертвенном алтаре.

Но проблема решилась довольно легко. В Киеве на тот момент жил варяг, сын которого принял христианство - именно на него и пал жребий. Когда за сыном пришли, старый варяг им сказал, что Бог един, а языческие боги не способствуют укреплению Русского государства, так как их легко сместить. Несмотря на то, что разгневанная толпа убила варяга вместе с его сыном, данный случай заставил глубоко задуматься самого князя Владимира.

Крещение и прозрение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Крещение и прозрение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Князь думал о том, почему все остальные религии сильнее славянской, и почему язычество не может отвечать на запросы прочих проповедников?

В первую очередь Владимира заботило будущее своего государства. Он знал, что незадолго до этого хорошо знакомый ему булгарский царь стал христианином, и решил по его примеру принять новую веру, опасаясь, что соседняя Болгария получит сильную поддержку Византии и Священной Римской империи, а Русь так и будет продолжать хиреть под игом совсем уж чуждого для ведущих европейских монархов язычества. Правда, был вариант получить поддержку восточных держав, приняв ислам, но тут следовало все хорошо взвесить.

Сперва Владимир пригласил к себе различных западных и восточных проповедников, наводнивших тогда Киев, чтобы точно определиться с тем, какую религию следует принимать Руси. Он слушал как христиан, так и иудеев, и ему лично больше всего нравилась религия «магометов». Однако Владимир быстро понял, что и он сам, и большинство русских людей не согласятся отказаться от вина и мяса, а также делать обрезание, как того требовала эта религия.

"Крещение киевлян", с картины К. В. Лебедева (1852-1916 гг.)
"Крещение киевлян", с картины К. В. Лебедева (1852-1916 гг.)

Что касается христианства, то на Руси оно было известно уже довольно давно. Христианскую веру приняла ещё в 957 году его бабка - княгиня Ольга. Так как славян всегда поражал Константинополь своим величием, а Русь имела частые отношения с этим государством, то многие представители славян начинали смотреть на язычество, как на религию, которая чужда народу. Даже бояре князя Владимира считали, что принятие христианской веры для Руси будет наилучшим вариантом.

Владимир согласился с этим утверждением ещё и по той причине, что уважал свою бабку, княгиню Ольгу, и понимал, что её выбор, в своё время, оказался мудрым.

Таким образом, Русь готовилась принять новую религию. Тут, правда, опять возник вопрос, какое именно христианство принимать – латинское, от Папы Римского, или православное – от Византийского императора. Однако концептуальные и геостратегические соображения перевесили в пользу православия, так как сам Папа был узурпатором, королем над королями, с доминированием которого Владимир мириться не собирался.

Фрагмент памятника "Тысячелетие России". Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна
Фрагмент памятника "Тысячелетие России". Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна

Кроме того, православие было гораздо более понятное народу, в отличие от латинской веры, в которой опять-таки между Богом и его паствой вклинились священники, требовавшие от прихожан полной смиренности. В православии таких сложностей не было, обряды греческой церкви были гораздо пышнее, чем латинской, и проводились в по-настоящему праздничной атмосфере, что впечатлительным восточным славянам нравилось даже больше, чем сама вера.

В 988 году князь Владимир крестился сам, и начал крестить свой народ, приглашая священников из Константинополя, которые ринулись на просторы Руси буквально толпами. Правда, восточные славяне приняли новую веру не сразу, часто восставая против князя, но с каждым годом народу становилось понятнее, что, исповедуя христианство, Русь сможет добиться гораздо больших успехов во внешней политике, чем при язычестве.

А там, где успехи во внешней политике, там успехи и во внутренней со всеми вытекающими из этого последствиями.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ ПРО ДРЕВНЮЮ РУСЬ:

Почему киевский хан Владимир Креститель считается украинским князем, когда он даже славянином не был?

Почему русский закон запрещал проводить насильственную христианизацию туземцев

Загадки княгини Ольги. Была ли она первой королевой Руси, готкой по крови и немкой по вере?

Русь-Гардарики – это древнее название России еще до Рюрика. Что оно значило?

Главная загадка России: как кучке безбожников в 1917-м удалось сокрушить огромную верующую страну и изгнать из неё Бога?