Менее двух недель остается до важнейшего события в политической жизни Великобритании — коронации Карла III. Подготовка к торжеству сопровождается различными скандалами. В частности, будущий король раздосадован спорами вокруг памятных медалей по случаю его официального восхождения на престол.
Как сообщает британская газета Daily Mail, медали, выпущенные по случаю коронации, могут выйти ограниченным тиражом. Если в 1953 году, когда на престол взошла Елизавета II, таковых выпустили 120 тысяч, то сейчас речь идет лишь о 10 тысячах штук. Причиной двенадцатикратного сокращения выпуска становятся, разумеется, финансовые проблемы страны, а также банальная нехватка металла.
Непосредственно ко дню коронации памятные медали гарантированно не успеют, их планируется вручать после завершения торжества. Но такая задержка никого не смущает. Другое дело — количество. Карл III считает, что все должно быть «как раньше», когда по случаю платинового юбилея его матери медали вручили всем служащим полиции, пожарной охраны, служб экстренной помощи, тюремных служб и, разумеется, вооруженных сил. Однако в таком случае придется отчеканить свыше 200 тысяч наградных знаков, что обойдется казне в дополнительные 35 млн фунтов.
Причем речь идет не о деньгах королевской семьи. Финансировать эту акцию придется из государственных бюджетов различных уровней, а денег в стране и без чеканки медалей не слишком много. С другой стороны, вручение коронационных медалей — традиция, которую еще в начале позапрошлого века заложил Георг IV, и которой неукоснительно следовала Елизавета II.
Отношение матери действующего британского монарха к наградам хорошо заметно по мундиру самого Карла III. Примерно каждая третья награда на его груди (если говорить исключительно о выпущенных в Великобритании) является напоминанием о том или ином юбилее Елизаветы II.
Начало было положено, собственно, медалью в честь ее коронации. На тот момент маленькому Чарльзу шел четвертый год. Затем последовали медали серебряного, золотого, бриллиантового и, наконец, платинового юбилеев. В сочетании с другими наградами, врученными не за деяния, а за умение родиться в нужной семье, эти пять медалей составляют основу «иконостаса», постоянно присутствующего на военной форме Карла III.
Этим, а также желанием во что бы то ни стало увековечить свою коронацию очередной наградой, британский монарх напоминает северокорейских генералов, чьи парадные мундиры зачастую покрыты знаками отличия чуть ли не до нижней кромки.
Правда, здесь есть одно существенное различие. Генералы Северной Кореи живут в стране, которая пребывает в состоянии шаткого перемирия с южным соседом, планомерно развивает вооруженные силы, проводит учения и, иногда, тайные операции. Таким образом, среди наград, которые можно заметить у стоящих за спиной Ким Чен Ына военных, может быть куда больше действительно заслуженных, чем у медленно, но верно покрывающегося чешуей орденов Карла III.