Найти в Дзене
Сквозь призму лет

Об истории Приамурья, личностях, топонимах. Короткие заметки.

выселок Бошуровский

Из исторических источников следует, что, основан он в 1874 г. казаками, выселившимися из станицы Радде. Разберемся, когда и кем был основан этот выселок. Помните о поселке Помпеевка? К 1874 г. поселок Помпеевка перестал существовать – жители выселились в другие места. Но этот же год – 1874 – фигурирует, как год образования выселка Бошуровского. То есть, год образования в источниках указывается относительно, верно. Почему относительно? Да потому что в наводнение 1872 года пострадало много селений на территории не только Раддевского станичного округа. И поселок Помпеевка тоже. Можно предположить, что из Помпеевки ушли вскоре после наводнения или во время него. Кто-то ушел в Радде, а кто-то на новые места. А что же с первыми поселенцами? Откуда они? Из Радде?Обратимся к метрическим книгам. В числе жителей исчезнувшего поселка Помпеевка в 1873 г были и Башуровы: Ефим Кузьмич Башуров, Тимофей Кузьмич Башуров, Александр Мирофанович Башуров… Например, в метрической книге за 1873 год есть запись о смерти малолетнего сына казака Амурского пешего батальона станицы Радде Тимофея Кузмина Башурова, но название станицы - Радде взято в скобки и далее записано – станицы Помпеевской.

Если обратиться к географической карте, то увидим, что Помпеевка находилась по течению ниже Радде, а выселок Бошуровский находится выше Радде. Для выселения из Радде причин не было, а для выселения из Помпеевки причины имелись – отсутствовали пахотные земли, поселок страдал в наводнения. Да и накладно было б для казаков, только что переселившихся в Радде из Помпеевки, заново устраивать хозяйство и быт в Бошурово.

Полагаю, что выселок Бошурово мог быть образован в 1874 г. казаками, основавшими изначально Помпеевку, имевшими фамилию Бошуровы (Башуровы), носители которой были и в Помпеевке, и в Радде. В Китайском походе 1900 г. под командой подъесаула Кузьмицкого в числе казаков Раддевского станичного округа на защиту границы встанут юные, 19-летние Павел Ефимович Башуров и Роман Мартелович Башуров

К 1911 г. в выселке 253 жителя, есть часовня, хлебозапасный магазин. К 1916 г. дворов 18 и 132 жителя.

станция Дичун – даты основания и жизнедеятельности этого пункта в открытых источниках не имеется, однако в Словаре А.Кириллова [С.142] содержится информация о речке Дичун, берущей начало из Буреинского хребта, где открыты золотые россыпи, и впадающей в Амур ниже станицы Радде, близ станции Дичун. Учитывая даты составления и выхода в тираж Словаря А.Кириллова (1892 и 1894 гг, соответственно), определение «станция» может быть принято только в разрезе – «почтовая станция» по «колесухе», либо станция (причал) водного пути. По данным 1916 г. ст.Дичун образована в 1859 г., 2 двора, 12 жителей, у которых 20 лошадей, 14 голов рогатого скота, 5 свиней. Недавно в описях одного из гос.архивов мне встретилось наименование дела 1883 года о причислении к сословию мещан г. Благовещенска бывшего китайского подданого Караулова Иннокентия, а рядом в скобках указано - он же Люшу-Дичун. Полагаю, что почтовые станции на р.Амур и колесухе с одинаковым названием – Дичун, были названы по фамилии бывшего китайского подданного – с фамилией Дичун, содержавшим эти станции и бравшим плату за провоз. Дата образования могла быть дата приведения к Св.Крещению бывшего китайского подданного, что давало ему право, как мещанину Караулову, на владение почтовыми станциями (станками). К 1917 году почтовая станция Дичун стала именоваться хутором Дичун, где жили 2 семьи.

стан Коты– по данным 1913 г., как и в стан Сутар, указано по 1 двору. По данным 1916 г. - год образования, число жителей, инфраструктура отсутствует. В районе расположения стана Коты есть речка с названием КУТЫ. На тунгусском, КУТЫ=КУТУ=ДЕМОНЫ, ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА, УМЕРШИЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА; Возможно, стан получил название от названия речки, но оно трансформировалось в более привычное для произношения – КОТЫ. Может быть, название произошло совершенно от других слов, как например: КОТА=ДОЛГ; КОТО=НОЖ; КОТЭ=КЭТЭ=МНОГО. В словаре, составленным исследователем Арсеньевым, слово «КОТЫ» «КОТЭ» имеет перевод, как «ТИГР», да-да, не только АМБА, но и КОТЭ. Если в тех местах водятся тигры, зубы которых, как нож остры, то может быть именно они послужили наименованию и речки, и места. А учитывая, что туземцы верили, что дух умершего человека переселяется в тело животного, то и тунгусские демоны получают свое место в этих определениях: умер человек, превратился в демона, тигром стал, которых в той местности было много.

селение Сутар – по данным 1913 г., как и в селении Коты, указано по 1 двору. По данным 1916 г. год образования, число жителей, инфраструктура отсутствует, однако в Словаре А.Кириллова (С.250) есть описание Михайло-Архангельских приисков по добыче золота: - прииск Хинганского золотопромышленного товарищества в отрогах Буреинского хребта, в 70 верстах от берега Амура, по ключу, впадающему в речку Переходную – левый приток Сутары, на котором в 1889 и 1890 гг выработана площадь в 1900 кв.саж., добыто золота 2 пуда 33 фунта 85 золотников, рабочих задолжалось 53 и средняя годовая зарплата 376 рублей; - прииск Средне-Амурской золотопромышленной компании в верховьях р.Нимана, открыт в 1874 г., площадь 2600 погонных сажен, прииск не разрабатывался; - прииск, принадлежащий жене генерал-майора Л.А.Шанявской, по речке Бирикуль, притоку Биджана, открыт 25 июля 1887 г., при разведке оказались только знаки золота и в 1891 г., площадь 323, 286 кв.саж., прииск был назначен к продаже аукциона. Исходя из имеющихся данных, поселки Сутар и Коты могли быть приисковыми. Вместе с тем обустройство поселков потребовало бы наличия церкви, возможно, школы (в случае наличия на прииске семейных с детьми), на Верхнем Амуре эти условия организовывались приисковым руководством, контролировались ведомствами. Отсутствие информации о бытовом устройстве рабочих прииска Михайло-Архангельского дает основание полагать о задействовании на нем рабочих посезонно, либо рабочих из числа иностранцев: корейцев и/или китайцев). Возможно, информация о Сутаре и Котах, как о приисковых поселках содержится в архивах о золотопромышленных компаниях. По кругу селений, приписанных к церквям, информация о Сутаре и Котах тоже отсутствует, возможно были приписаны к походным церквям. В советское время в Сутаре был поселок, информация о приисковой Сутарской школе нашлась в отчетных документах 30-х гг прошлого столетия.