Преследование военных преступников: уроки прошедшей войны
Давно ли наши деды, водрузив Знамя Победы над рейхстагом, закопали в землю, как тогда казалось, навсегда фашизм. Но со временем подзабыло человечество военное лихолетье, притупился иммунитет, ослабла бдительность, и вот уж снова по Европе ползёт паучья свастика – пророс из земли сорняк фашизма. Как же быть? Жизнь подсказывает: хочешь представить себе будущее – загляни в прошлое. Сегодня сделать это нам поможет председатель 1-го Западного окружного военного суда Дмитрий Вадимович КУВШИННИКОВ.
Германизация – борьба за ресурсы
Ещё во времена Вильгельма II реакционные силы германского империализма, готовясь к первой мировой войне, намеревались расчленить российское государство на составные части: Украину, Бессарабию, Кавказ, Туркестан, Сибирь, Московию, превратить их в свои колонии, захватить природные богатства этих территорий, а коренное население переселить.
Но вот уже вооружённые до зубов орды гитлеровских головорезов, начали свой крестовый поход. Они несли с собой не сопоставимые ни с какими предыдущими войнами смерть и разрушения. В огне войны погибло 27 млн. советских людей, превратились в руины около 1700 советских городов и посёлков, 70 тыс. деревень и сёл, около 25 млн. советских мирных граждан лишились крова.
Генеральный план «Ост» («Восток»), предусматривал принудительное выселение из Польши и западной части СССР 80-85% населения, 75% – из Белоруссии, 65%, – с Украины, значительной части населения Эстонии, Латвии и Литвы. «Германизация рассматривалась завершённой, когда, владельцами самостоятельных предприятий, чиновниками, служащими, квалифицированными рабочими, включая их семьи, станут немцы». Местному населению была уготована участь рабов, рождаемость которых должна быть разными мерами ограничена, и они не должны получать какое-либо образование. «Излишки» местного населения должны быть физически уничтожены. Для отдельных новых районов (Ингерманландия – Ленинградская область, Готенгау – Крым и Херсонская область) предусматривались квоты на остатки из местного населения и определялось число немецких колонистов.
Советский историк и публицист Л. Безыменский на основании подробного анализа плана и содержащихся в нём расчётов писал: «Можно констатировать, что генеральный план «Ост» предусматривал физическое уничтожение 120-140 миллионов человек на территории Польши и Советского Союза».
По мнению многих юристов, расследование опаснейших для человечества международных преступлений, совершаемых индивидами, должно осуществляться на основе соглашений между государствами на основании международного и внутреннего уголовного права и процесса отдельных государств. Причём, нормы последнего могут конструироваться как на основе международных соглашений, так и путём издания соответствующих законов и норм отдельным государством.
Меру назначали по закону
19 апреля 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, а также для шпионов, изменников Родине из числа советских граждан и их пособников».
Этот документ стал юридической основой для системной ответственности нацистов за совершённые ими преступления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
Большинство найденных рядовых преступников были осуждены военными трибуналами в закрытом режиме. В рамках открытых процессов в конце 1945 – начале 1946 гг. в восьми наиболее пострадавших городах СССР – Смоленске, Брянске, Ленинграде, Великих Луках, Минске, Риге, Киеве, Николаеве, – военными трибуналами соответствующих военных округов к смертной казни через повешение были приговорены 84 военных преступника.
В 1947 году в Донецке, Чернигове, Полтаве, Витебске, Новгороде, Кишинёве, Краснодаре, Севастополе, Бобруйске, Гомеле тоже прошли открытые судебные процессы. По их итогам немецким военным преступникам было назначено максимально строгое на тот период уголовное наказание – 25 лет каторжных работ с содержанием в «Воркутлагере» (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. смертная казнь в стране была отменена).
Однако бюджет одного только открытого Новгородского процесса составил 55 тыс. руб. – огромная для периода послевоенной разрухи и голода сумма. Поэтому уголовные дела в отношении обвиняемых в военных преступлениях стали рассматриваться в закрытых заседаниях трибуналами войск НКВД (упразднены в 1953 г.). На закрытых процессах часто судили военнопленных по принципу «коллективной вины», без конкретных доказательств личного участия и без участия обвинения и защиты. Поэтому в 1990-х гг. российскими властями были реабилитированы 13 035 иностранцев, осуждённых за военные преступления. Заметим, всего за 1943-1952 гг. были осуждены не менее 81 780 чел., включая 24 069 иностранных, в основном немецких, военных преступников.
Однако в 1956 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1955 г. все выжившие заключенные немецкие военные преступники были депортированы в ФРГ. Этот политический шаг был не справедлив по отношению к миллионам невинно расстрелянных, заживо сожжённых, замученных голодом и холодом женщин, стариков, детей, пленных военнослужащих Красной Армии. Он вызвал в сердцах многих граждан негодование от допущенной исторической несправедливости: «сначала отменили смертную казнь, а затем помиловали извергов».
Руководство СССР, к сожалению, не приняло всех необходимых мер для поиска и предания суду по возможности всех нацистов, виновных в уничтожении мирных граждан. Многие военные преступники избежали уголовного наказания. В соответствии с Указом № 39 и требованиями УПК РСФСР правоохранительные органы обязаны были установить личности всех убитых нацистами мирных граждан, возбудить по каждому случаю убийства уголовные дела. Если были совершены убийства двух и более мирных граждан (например, при обнаружении массовых захоронений), необходимо было объединить эти дела в одно производство. Далее, следовало установить воинские части и подразделения вермахта и СС, которые дислоцировались в населённых пунктах, где были совершены эти чудовищные преступления, отобрать из тысяч подозреваемых (большей частью военнопленных) сотни причастных к преступлениям для предъявления им обвинений.
Причастность к преступлениям не должна была ограничиваться непосредственным участием в карательных операциях против мирного населения. Следовало учитывать нанесение ими авиаударов, артиллерийских обстрелов в ходе боевых действий по населённым пунктам, госпиталям, санитарным и эвакуационным железнодорожным эшелонам, гражданскому морскому и речному транспорту и т. д.
Например, активный разработчик плана «Барбаросса» фельдмаршал Фридрих Паулюс так и не предстал перед судом военного трибунала ни в СССР, ни в Нюрнберге за свои преступные приказы об убийствах 300 тыс. мирных жителей Сталинграда. Известно, что он выступал на Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля.
Вина и наказание
Что касается международного преследования нацистов, то 1 ноября 1943 г. была опубликована Московская декларация правительств СССР, США и Великобритании. Выступая в интересах тридцати трёх Объединённых Наций, они предупредили военных преступников, что наверняка найдут их даже на краю света и передадут в руки обвинителей с тем, чтобы могло совершиться правосудие.
Суд истории, суд народов над главными военными преступниками – главарями фашистского рейха, создавшими невиданную доселе «индустрию человекоистребления», завершился 1 октября 1946 г. приговором Международного военного трибунала. Истина заключается в том, что военные преступления совершались нацистами в масштабах, которого не знала история войн».
Несмотря на повсеместное признание большого значения деятельности Международного военного трибунала в Нюрнберге, утверждение принципов, лежащих в его уставе, резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г. и от 13 октября 1947 г., до сих пор раздаются голоса противников этих принципов. Предпринимались даже попытки препятствовать осуществлению международного правосудия путём необоснованной критики законов. Так, например выдвигались возражения против Закона Контрольного совета № 10 от 20 декабря 1945 г. о наказании фашистских преступников. Оппоненты считали, что он «инородное тело» в германском праве, что закон «недостаточно ясен», и его нельзя применять, так как он имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершённые до его издания.
Указывалось, например, что лица, занимавшиеся доносами фашистским властям, не могут подвергаться уголовной ответственности, так как они якобы доносили о фактах, которые по действовавшему тогда «праву» содержали в себе состав «преступного деяния» (таким образом, признавалось юридическое значение «права» нацистской диктатуры). Такое толкование безграмотно потому, что нацистский рейх, по выражению Георгия Димитрова, «режим правящей уголовщины», нельзя рассматривать как государство в собственном смысле этого слова. Вот и сообвинитель на освенцимском процессе от ГДР профессор Ф. Кауль, опираясь на определение известного западногерманского философа К. Ясперса, характеризовавшего рейх как «государство преступников», жёстко опроверг приведённый «оправдательный аргумент», адвокатов, выступавших против закона.
Германский криминалист Лист вообще отрицал саму возможность привлечения к уголовной ответственности военнопленных за преступные деяния, совершённые до пленения. Он указывал, что в противном случае нужно привлекать к ответственности всех военнослужащих неприятельской армии, поскольку они в ходе военных действий убивают, причиняют увечья, разрушают различные сооружения и т.п. Критикуя эту точку зрения, многие юристы справедливо отмечали, что указанные действия не должны выходить за рамки «правил ведения войны».
По данным, опубликованным на проходившей в 1969 году в Москве Международной конференции по вопросам преследования нацистских военных преступников, по меньшей мере, только в отношении 27 тыс. лиц, совершивших военные преступления, судебным органам ФРГ следовало бы возбудить уголовные дела.
В ФРГ разбирательство дел о нацистских преступлениях изобиловало множеством примеров снисходительного к ним отношения. Так, в 1966 году штандартенфюрер СС Рихард судом присяжных в земле Баден-Вюртемберг был дважды приговорён за совершение убийств 46 человек к пожизненному заключению. Однако спустя 5 месяцев после начала отбывания наказания он удивительным образом оказался на свободе. Приговоры судов Западной Германии часто характеризовались преднамеренным применением юридических норм, не отвечающих такому типу преступлений; отклонением принятых всем цивилизованным миром нюрнбергских принципов.
Процессы над гитлеровскими преступниками в ФРГ не выполняли воспитательной роли, отличались снисходительным отношением к преступникам гитлеровского аппарата юстиции; провокационным поведением обвиняемых и защитников; превращением судебных залов в трибуны для пропаганды и оправдания преступлений; нарушением соотношения между виной и наказанием.
Ментальность не оправдание
Даже среди юристов ФРГ, стремившихся покончить с нацистским прошлым и объективно расследовать эти преступления, господствовали взгляды, содержащие лишь психологические объяснения происшедшего особенностями «немецкой ментальной психологии». Так, генеральный прокурор земли Гессен Ф. Бауэр писал: «В Германии имели значение всегда «римские идеалы»: такие, как авторитет, подчинённость и руководство, порядок. Чиновники не имели своего мнения, своего характера и совести, выполняя, как роботы, свои функции, и могли быть использованы «с их верностью» и «для хорошего, и для плохого».
Механика этих «инструментов» была важнее, чем мораль, и отсюда и образовалось государство преступников. Использование для освобождения от ответственности нацистских убийц таких институтов, как «действие по приказу», «наличие самообороны и крайней необходимости», «коллизии обязанностей» и прочих традиционных правовых положений, в послевоенное время пополнялись учением об «ошибке в запрете». Это новейшее «учение» было признано пополнить арсенал способов оправдания поведения преступной военщины, оказать определённое влияние на формирование правосознания западногерманского населения в направлении возбуждения у него сочувствия к нацистским преступникам, а заодно и оправдать судебный произвол боннской юстиции.
В послевоенный период более 41 тыс. гитлеровских преступников понесли наказание по приговорам Международного военного трибунала, военных трибуналов и судов СССР, Польской Народной Республики, США и других стран, боровшихся с фашизмом, а также судов ГДР и ФРГ. Однако мир помнит о том, что многие из тех, кто совершал свои гнусные злодеяния, не понесли наказания и укрылись от правосудия. Для того чтобы подтвердить такой вывод, достаточно сослаться лишь на следующие данные: количество служивших в нацистских карательных учреждениях составляло: гестапо и СД – 70 000, СС (только концлагеря) – 17 000; полиция и жандармерия только на оккупированных территориях – 18 000; эйнзацгруппы – 14 000; другие подразделения – 3000. Выходит – более 120 000? А где же остальные? Они не были обнаружены. Убежище за границей нашли тысячи нацистских преступников. По сообщению корреспондента газеты «Фигаро» А. Пюжоля, побывавшего в Южной Америке, 16 000 бывших сотрудников гестапо, разведчиков и эсэсовцев поселились в Эльдорадо, в провинции Аргентины Мисьонес. На границе Аргентины с Парагваем, на побережье Альто Пирана и в других местах были основаны немцами, прибывшими из Европы, различные колонии. Там, например, подвизался преступник И. Менгеле, врач из лагеря Освенцим, пользовавшийся покровительством бывшего начальника свиты парагвайского диктатора Стресснера.
В Боливии скрывался Клаус Альтман, он же бывший высший офицер СС Клаус Барбье, «палач Лиона», дважды заочно приговорённый французскими судами за совершённые преступления к смертной казни. Только после падения диктаторского режима в Боливии Барбье был, наконец, выдан Франции, где он и предстал перед судом.
В южном чилийском городе Пунта-Аренасе жил полковник СС В. Рауф, проектировавший и строивший «душегубки» для умерщвления людей газом. Он обвинялся в убийстве тысяч евреев. Но выдача по запросу правительства ФРГ не состоялась, так как Рауф тогда нужен был чилийской хунте Пиночета, где он являлся советником тайной полиции.
В США, где власти на словах активно ратуют за охрану прав человека, также нашли убежище и остались безнаказанными множество нацистских преступников: бывший помощник нацистского министра иностранных дел Риббентропа Г. Хильгер, ставший консультантом государственного департамента; X. Штругхолд, обвиняемый в проведении преступных медицинских экспериментов над заключёнными в лагере Дахау, который стал исследователем в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). В 70-х годах целый ряд прогрессивных деятелей в США неоднократно обращались с требованием провести расследование прошлой деятельности нацистских пособников. Однако они оставались безнаказанными.
Соединённые Штаты отказали в выдаче СССР и командующих группой армий «Север», державшей в течение 900 дней Ленинград в кольце блокады, генерал-фельдмаршалов Лееба (до 16 января 1942 г.) и Кюхлера (после 16 января 1942 г.). Они предстали перед судом американского военного трибунала, по итогам которого Лееб отбыл в тюремном заключении 3 года, а Кюхлер – 2 года. Нацисты уничтожили 649 000 мирных жителей города-героя Ленинграда и угнали в рабство свыше полумиллиона мирных советских граждан. Очевидно, что с точки международного и гуманитарного права, такой приговор американского правосудия нельзя признать законным и справедливым. Американский суд, вынося такой приговор, уже тогда фактически оправдал нацизм.
После военного поражения третьего рейха значительное число пособников нацистов: украинских националистов – «бандеровцев», хорватских «усташей», румынских «железногвардейцев», русских «власовцев» и т.п., стремились спастись бегством и замаскироваться. Часть из них устремилась в США. Они изображали из себя «беженцев от коммунизма». Вот почему вопрос об ответственности нацистских преступников был и остаётся актуальным, хотя с каждым годом всё более призрачным. Поэтому необходимо:
– во-первых, последовательно выполнять требования резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3(1) «Выдача и наказание военных преступников» о розыске, аресте и их выдаче;
– во-вторых, разрабатывать меры для будущих международных соглашений об обеспечении неизбежной ответственности лиц, совершающих международные преступления, и препятствовании уклонению их от суда;
– в-третьих, создавать обстановку нетерпимости со стороны мировой общественности к фактам укрывательства подобных преступников и покровительства им.
Это важно сейчас и потому, что преступники могут использовать новые страшные средства уничтожения людей.
Фото предоставлены автором
Санкт-Петербург