Найти тему

Москва слезам не верит Гоша + Катя = любовь?!

Оглавление

- Да что там мусолить и анализировать? Это же сказка! – уже не раз видел подобные комментарии, например под статьей «Самое слабое звено в «Москва слезам не верит».

Что такое сказка? Сказки это для детей? В чем истинный смысл сказок? Поговорим об этом, а заодно разберем, почему именно Гоша и никто другой не подошел бы Катерине и почему многие так рады именно такому развитию сюжета.

Религия, которая не заставляет себя продвигать, умирает! – не помню, кто из великих это сказал. Если знаете, напишите в комментариях.

Перефразируя это выражение, можно сказать: «Сказка, которая не заставляет себя рассказывать, будет забыта!»

- Поздновато возвращаетесь... Кадр из фильма "Москва слезам не верит" Скриншот
- Поздновато возвращаетесь... Кадр из фильма "Москва слезам не верит" Скриншот

Прошло больше тридцати лет после выхода фильма «Москва слезам не верит» на экраны, а в эту сказку до сих пор верят, смотрят, «мусолят» и спорят о ее содержании.

В чем секрет?

-Концентрация - мысли, чувства, толкования! Вещь тем совершеннее, чем больше в ней информации на единицу объема! Чем больше трактовок она допускает! Настоящий трехмерный сюжет - это всегда символ! Настоящий сюжетный рассказ - всегда притча! Михаил Веллер. «Гуру»

Тоже самое можно сказать и о сказке. Настоящая сказка несет в себе и культурный код, и многоярусный сюжет, и разносторонний смысл. И все это открывается не сразу, а постепенно, по мере роста сознания тех, кто эту сказку читает или смотрит.

Человек с неглубоким сознанием видит в истории трех подружек элементарную жизненную историю, которых миллионы. По мере созревания сознания, история обрастает дополнительными смыслами и раскрывается совсем с другой стороны.

Например, почему Меньшов дал Кате именно такого Гошу? Ведь, по мнению многих, он и нарцисс, и абьюзер, и алкоголик, и лентяй. Ну что он умеет? Клеить незнакомок в электричках, демонстрируя невероятное понимание, чтение мыслей по выражению лица и вкусно рассказывать о пикниках на природе?

А какого лешего надо Катерина на самом деле? Как предложила заведующая клубом знакомств, начальника главка?

А рабочему, стало быть, нужно непременно колхозницу?

Ну и что бы делал с Катей начальник главка? Был таковой в любовниках – похотлив, трусоват, жаден.

Даже если бы он был свободен, это бы принесло Кате еще больше несчастья. Разве нет? Какие ваши соображения на этот счет?

А что сделал Гоша? Он не только прокатил Катерину на волне эмоций.

Подобное тянется к подобному, а большое видится издалека!

Гоша в отношении к делу это та же Катерина. Вспомните эпизод из первой серии, когда она сама настроила станок. Подробнее этот момент я разобрал в статье «Москва слезам не верит В чем ошибся Гоша?» Только потом Катя «уперлась рогом», и стала доказывать, в первую очередь отказавшемуся от нее Рудольфу, что она «вона как может». Рудику, как мы знаем, не было никакого дела до ее доказательств, но Катерина полжизни прожила с этими мыслями. Невроз в чистом виде. О чем она и говорит, когда встретилась с ним на той же лавочке через двадцать лет после расставания.

В чем же разница между Катериной и Гошей? Она не только в социальном статусе, но и в отношению к счастью. Катя, не смотря на все усилия, воет в подушку по ночам. Гоша, несмотря на все свои недостатки, вполне счастлив. До полного счастья недостает разве что стакана газировки.

Катерина это прообраз современного нельзяграмма – на фото все выглядит так аппетитно, аж самому завидно. А в реальности – то, что не попадает в кадр. И это часто гораздо хуже, чем вы можете себе представить.

Смысл этого союза и сказки? Их много. В чем трагедия Катерины? Она вроде бы делала все правильно, но с маленькими нюансами – тут соврет по мелочи, там по крупному, - в результате никакие успехи не могут компенсировать отсутствие счастья. Потому как его на лжи и локомотиве из гордыни не построишь.

Что есть счастье? Это состояние гармонии в душе. Отсутствие этой гармонии видно не только по тотальному одиночеству героини. Меньшов нам это показывает, назойливо вставляя в кадр картину Врубеля. Разобрать смысл появления этого произведения я обещал в статье «Москва слезам не верит» или приключения Демона и Катя Тихомирова», но, видимо, время еще не пришло. Тут замечу только, что картина появляется именно в личном пространстве Катерины.

Почему Катерина в сцене, где они лежат на диване, отвечает на вопрос Гоши :

- Ну у тебя был кто-то?
- Был… Но мне сейчас кажется, что это всё было не со мной…
... это было не со мной... Кадр из фильма "Москва слезам не верит" Скриншот
... это было не со мной... Кадр из фильма "Москва слезам не верит" Скриншот

Почему ей «кажется, что было не со мной»? В своей работе я часто замечаю такое явление- когда человек возвращается в норму, он это может не отслеживать. Ну может первые мгновения, а потом сразу забывает, что было как-то не так. Удивительное дело, но, к примеру, одна клиентка так забыла о головной боли, которой страдала последние несколько лет. И только когда я через месяц я спросил, не болит ли голова, она вспомнила, что она у нее когда-то болела.

О чем это? Норма это как воздух! Если с воздухом, которым вы дышите, все хорошо, то вы его в принципе не замечаете. Но стоит появиться какому-то нехорошему запаху, или у вас собъется дыхание, то вы это сразу заметите.

Тоже самое произошло с Катериной, когда она встретила Гошу – она вдруг оказалась в норме. Понятное дело, что ее предыдущая жизнь с ее характером никуда не делись, поэтому рецидивы неизбежны. Но это уже мелочи жизни. Такой же внезапный момент перехода в состояние нормы , кстати, показан в фильме «Служебный роман», когда Калугина преобразилась за одну ночь.

Кстати, не ловелас ли Гоша? По мне, так очевидно, что он от одиночества не страдает и в женском обществе не особо нуждается. А вы как думаете?

Еще больше статей по фильму Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" по ссылке ниже:

Москва слезам не верит | Психолог Валерий Матвеев | Дзен

Москва слезам не верит | Психолог Валерий Матвеев | Дзен

dzen.ru