В селе Теряево есть недооценённый памятник минувших эпох - монастырь святого Иосифа Волоцкого. Это большой монастырь со множеством старинных сооружений и внушительных размеров крепостной стеной.
Если возле входа в обитель повернуть налево, быстро окажешься на гравийной дороге, петляющей среди полей, лесов, немногочисленных деревенек и садовых товариществ.
За поворотом на Малое Стромилово будет поворот на Стеблево. Нужно проехать небольшой мост через реку Большая Сестра.
Первое здание, увиденное в деревне Стеблево, выглядит давно заброшенным. Оно должно было стать чем-то вроде сторожки при въезде на территорию усадьбы, но так и не было достроено. Отсюда, среди деревьев, можно разглядеть большое двухэтажное здание.
Усадьба Стеблево была типичным дворянским гнездом из тех времён, когда немногие избранные танцевали на балах и общались по французски, а тех кто был попроще пороли на конюшне. Появилась она в семидесятые годы XVIII века, но главный дом, скорее всего, был построен в первой половине XIX века. Первой известной владелицей имения была помещица Пашкова, происходившая из рода тех же Пашковых, что владели знаменитым особняком напротив Кремля. Потом началась стандартная чехарда с переходом усадьбы из рук в руки. Такое часто бывало с русскими поместьями, я так сразу и не смогу назвать усадьбу, которой веками владело бы одно благородное семейство. Их продавали, делили между наследниками, порой закладывали в счёт долга или даже проигрывали в карты. Среди следующих владельцев Стеблево были Давыдовы - вероятно родственники знаменитого поэта и героя Отечественной войны, Гиппиусы и купцы Егоровы. Егоровы сдавали усадьбу в аренду немцам Меллерам - владельцам авиационного завода «Дукс». После революции в стенах барского дома расположилось общежитие свиноводческого совхоза. В общежитии, как известно всё общее, а значит ничьё. Зачем ремонтировать ничьё здание? Гораздо проще в нём пожить некоторое время, да и забросить, когда оно придёт в негодность. Начало нынешнего века усадьба встретила в печальном состоянии. Боковой флигель, в котором располагался деревенский клуб, сгорел ещё в семидесятые годы, как говорят от непотушенной сигареты. В главном доме, на первом этаже, в некоторых комнатах ещё имелись жильцы, а вот второй этаж был заброшен. Через разбитые окна внутрь залетали снег и дождь, ухудшая и без того бедственное состояние дома. В 2007-м году усадьбу купил столичный архитектор Максим Студенников - сын художника Эдуарда Студенникова. Оставшиеся жильцы переехали в новое специально построенное по этому поводу здание. Это переселение стало началом противостояния Студенникова с некоторыми местными жителями. Они его возненавидели и через суд попытались вернуть усадьбу в собственность совхоза. Студенников несколько лет приводил дом в порядок. По его словам он потратил миллион долларов и для окончания реставрации требовалось ещё два. Был укреплён фундамент, заменена кровля, усилены перекрытия, комнаты на втором этаже оштукатурены и покрашены. Напротив дома прежде возвышалась огромная мусорная куча, куда вся деревня выбрасывала мусор десятилетиями. Её пришлось разгребать тракторами и вывозить. Значительная часть денег, по-видимому, ушла на решение вопросов с документами, куда уж без этого. Хотя в случае со Стеблево было проще чем с другими усадьбами, ведь это имение по странному стечению обстоятельств никогда не имело никакого охранного статуса.
Об истории усадьбы я чуть-чуть рассказал. Теперь давайте взглянем, что она представляет из себя в 2023-м году. Не знаю, чем кончилось противостояние Студенникова с местными жителями. В 2017-м году он был признан банкротом и уехал с семьёй заграницу. С тех пор усадебный дом заброшен. Попасть в него можно через флигель.
Одну из внешних стен флигеля пришлось выстроить заново.
Переступив порог любопытный посетитель попадает в мрачный коридор, по обеим сторонам которого расположено множество дверей. Первый этаж выглядит темным и невзрачным по сравнению со вторым. По видимому тут размещались подсобные помещения и жила прислуга.
Первое помещение справа. Здесь был душ.
В первой комнате слева от коридора валяется множество банок с краской, канистр, шлангов, мешков с цементом и ротбандом. Видимо тут последний владелец усадьбы устроил склад принадлежностей для ремонта и благоустройства территории.
Комната с печью, перестроенной из камина. Все изразцы оторваны. В подполе кто-то рылся.
От оригинальной обстановки в доме почти ничего не осталось, поэтому Студенников купил и привёз в Стеблево большое количество антикварной мебели.
Ещё одна комната.
И ещё одна. Всё перерыли жадные людишки.
Здесь побывали сатанисты.
В этой комнате стоят старые шкафы и по полу разбросаны обломки рояля. За обрывками обоев видны старые советские газеты.
Отвлёкшись от вандализма, кто-то навалил кучу в углу. Пытаясь сделать очередной кадр, я попятился назад и чуть не наступил на неё.
Со странным остервенением некие приматы разбили этот рояль. Действительно, зачем он нужен? Его нельзя съесть, выпить, вынюхать или выкурить. И совокупиться с ним тоже не получится. Значит он должен быть уничтожен.
Шкафам повезло больше.
Возле лестницы стоит сломанное пианино.
Ступени старинной лестницы продавлены поступью тысяч ног из разных исторических эпох.
Балясины просты и всё же обладают некоторой долей изящества.
Лестницы в старых домах всегда выглядят загадочно.
Второй этаж отличается от первого обилием света, высокими потолками и общим изяществом обстановки. Здесь обитали хозяева.
Ещё один камин. И тут почти вся плитка куда-то подевалась.
Большой светлый зал с белыми стенами. Здесь удобно принимать гостей.
Паркет вынес многое. Сделан на века.
Из светлого зала можно пройти в не менее вместительный зал с зелёными стенами.
Отсюда открывается чудесный вид на то, что осталось от усадебного парка. Должно быть владельцам усадьбы было очень приятно сидеть здесь в мягком кресле, попивать чай и смотреть на всё это умиротворение, попутно вспоминая дела минувших дней.
В зелёной комнате есть потолочная розетка с лепниной.
Помимо обычного мусора на полу валяются детские рисунки, журналы из двухтысячных и какие-то документы.
Ещё одна потолочная розетка.
Комната с синими стенами. Из неё можно было пройти в флигель. Теперь нельзя, ввиду отсутствия пола на втором этаже флигеля.
Последний хозяин усадьбы явно любил музыку и яркие цвета в интерьере.
И здесь рояль не украли, а просто разбили. Может они вообще не знают, что это такое?
Ну что ж. Пора выйти на свежий воздух. Фасад со стороны дороги выглядит поскромнее…
чем фасад с колоннами со стороны усадебного парка.
Здесь видны остатки дорожек и клумб, обустроенных Студенниковым. Всё сильно заросло. Летом я бы ничего не заметил.
Руины флигеля.
Напоследок я мог бы понадеяться на то, что найдутся новые меценаты и уж они-то обязательно восстановят усадьбу, но не буду. Будем реалистами, вряд ли Стеблево протянет долго. Лет через десять там будут развалины. Лет через двадцать всё ещё будут стоять мощные кирпичные стены. Лет через сорок растащат и их, ведь старый кирпич точно будет в цене. А может они и сами рухнут. И будет на месте барского дома заросший пустырь, такой же как в расположенной неподалёку усадьбе Ботово и в тысячах других усадеб по всей России.