1. Гимн
Я успела застать то время, когда перед началом занятий нас выстраивали в линейку постойки смирно, и мы слушали гимн, доносившийся из школьной радиобудки. Затем следовала пятиминутка «позора» – новости о том, кто, когда, из какого класса совершил недостойный пионера или комсомольца проступок. Правда, эффект был обратным: чем позорнее поступок, тем большим уважением пользовался его совершивший. Опоздание на «линейку» заносилось замечанием в дневник, а при регулярном отсутствии – «неудовлетворительным» поведением в четверти.
На свой этаж поднимались исключительно через центральный вход с обязательной церемонией отдачи салюта бюсту В.И. Ленина. Комсомольцы просто останавливались на несколько секунд, выражая тем самым почет и уважение вождю мирового пролетариата. По праздникам бюст обрамляли пионеры с доски почета и салютовали в ответ проходящим. Наверху лестницы, свесившись головой вниз, это действие контролировали двое дежурных и отправляли обратно тех, кто умудрялся проскочить бюст не отдав чести. Так же фильтровались забывшие галстуки, выдворяясь домой за обязательным атрибутом ученика советской школы.
Но человек быстро приспосабливается к абсурду и даже умудряется найти выгодные для себя лазейки. Вскоре многие стали пользоваться установленными правилами в своих целях и приходить к концу первого урока с искусственным оправданием: «Ходил за галстуком». Вроде и причина уважительная, и прогула нет, а урок пропущен. Когда по данной причине на первых уроках подозрительно часто стала отсутствовать большая часть класса, директор дал разрешение ограничиться замечанием в дневнике и «неудовлетворительным» поведением в четверти.