Педагогический конфликт - можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Конфликтная педагогическая ситуация представляет собой совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определённое психологическое напряжение, вследствие чего ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий.
Л.В. Симонова выделяет 3 группы педагогических конфликтов.
1. Конфликты, возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности.
2. "Конфликты ожиданий"
3. "Конфликты межличностной несовместимости"
С.В. Баныкина приходит к выводу, что наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса является следующая типология: "учитель-ученик", "учитель-администратор", "учитель-родитель", "учитель-учитель", "ученик-ученик"
С точки зрения М.М. Рыбаковой среди педагогических конфликтов можно выделить конфликты деятельности, конфликты поступков и конфликты отношений.
Конфликты деятельности. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, или когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
К субъективным причинам конфликтов относят следующие:
– индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное;
– контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения;
– неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними.
В педагогической конфликтологии под сторонами конфликта следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в учебном социуме, являющихся непосредственными участниками конфликта и вовлеченных во все его стадии. Педагогическое общение – сложная для изучения проблема. Стороны конфликта. Межличностное взаимодействие в образовательной организации можно представить в виде горизонтальных и вертикальных связей:
– вертикальные: педагогический работник: обучающийся; педагогический работник – администрация; обучающийся – администрация и т.д.;
– горизонтальные: обучающийся – обучающийся; педагогический работник – педагогический работник; администратор – администратор; родитель – родитель;
– смешанные конфликты: педагогический работник – обучающийся – педагогический работник; педагогический работник – обучающийся – родитель; педагогический работник – педагогический работник – администратор; педагогический работник – обучающийся – администратор.
Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются:
– конфликтная ситуация,
– конфликтное взаимодействие,
– инцидент.
И.Г. Геращенко отмечает многомерность педагогических конфликтов, которая проявляется в многообразии их видов: горизонтальные и вертикальные конфликты, частичные и всеобщие, поверхностные и глубинные, агонистические и антагонистические, межнациональные, религиозные и т.д.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
Конструктивные:
1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности.
2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости
3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.
4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.
5. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.
Диструктивные:
1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом. 2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.
3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.
4. Конфликт может привести к ухудшению группового взаимодействия. Нежелательность конфликта часто объясняют его способность нарушать нормальное функционирование коллектива, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.
Таким образом, педагогические конфликты это неотъемлемая часть жизнедеятельности общеобразовательных школ. Ни один педагогический коллектив, ни одна школа, ни один педагог не может с полной уверенностью утверждать, что кто-либо, или сам процесс защищен от конфликтов на почве столкновения образовательных интересов сторон. Поэтому для каждого педагога важно умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Умелое использование конфликта в педагогическом процессе необходим не только педагогам,, но и всем участникам образовательного процесса, а именно родителям, администрации, ученикам. средних специальных учебных заведений, ПТУ, общеобразовательных школ средних школе
А. Я. Анцупов и А. И.Шипилов отмечают, для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. Конфликтология может сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян, ежегодно.
Лучше разобраться и проверить свои знания могут помочь:
Тест https://forms.yandex.ru/cloud/645912835056904b9003918f/
Задание https://dzen.ru/media/id/6445264e141dc0787fb39cf1/za-vse-vremia-suscestvovaniia-chelovechestva-izvestno-tolko-tri-sposoba-razresheniia-644651422068b843f7f3d7fc