Найти тему
3,5K подписчиков

Служба советского пограничника в Афганистане: по материалам писем родным (Часть 3)

1K прочитали
Завершение публикации "афганских" писем пограничника А. Проценко.
Стиль, орфография и пунктуация в письмах сохранены.

Март, 1983 год
Здравствуйте мои любимые и дорогие Мама и Папа!!!

Завершение публикации "афганских" писем пограничника А. Проценко.
Стиль, орфография и пунктуация в письмах сохранены.

Март, 1983 год
Здравствуйте мои любимые и дорогие Мама и Папа!!!
С горячим пограничным приветом, к Вам, ваш сын Александр.
Письмо я ваше получил за которое, большущее спасибо. Из письма я узнал о вашем хорошем здоровье и я очень рад, что у вас все отлично! Немного о себе и сразу отвечаю на ваш вопрос: здоровье у меня отличное, а иначе и не может быть. Ведь завтра, т.е. 26 марта мой приказ об увольнении в запас, аж не верится. Наконец-то мы дождались этого дня! Теперь осталось ждать когда придет начальник штаба и скажет: готовьте свои вещи, завтра с колонной или вертолетами уезжайте домой, аж не верится, что такое будет. А это бывает всего один раз в жизни, как день рождения, раз в год и кто не служил тот никогда не испытает такой радости, как мы, я имею ввиду нас, кто служил в Афганистане. Мама, ты пожалуйста не расстраивайся, это только осенних задерживают потому что у них замена приходит в феврале, а нас меньше и увольняют без замены. А еще осенних задержали по обстановке, тогда их задержали, потому-что басмачи украли 16 специалистов. Но после этого случая, мы им дали под хвост, так они притихли, и я думаю, что когда нас будут увольнять они не посмеют, что нибудь сделать.

28 мая - День пограничника на боевой операции: в верхнем ряду крайний справа А. Проценко. ДРА, 1983 год
28 мая - День пограничника на боевой операции: в верхнем ряду крайний справа А. Проценко. ДРА, 1983 год

Мамочка, и ничего нет обидного, что я один попал служить в ДРА, но для вас конечно обидно, а другие может завидовать будут, а может и завидуют. Только здесь можно понять, что такое жизнь, товарищество, любовь к родной земле и родителям, которые только они одни ждут сына домой. Я например не жалею, что попал сюда служить, да я ведь служить сюда пошел по своему желанию, я мог отказаться и никто мне и слова не сказал бы. А, что насчет выпивки стало строго это хорошо, а насчет сумок это плохо, домашнее хозяйство надо чем-то кормить. А откуда у тебя такие вести об Ольге я и то не знал где она. А насчет девчат ты правильно написала, они сами будут липнуть, как мухи на сладкое, но это пока ничего не значит. У меня свои планы. Я с них еще немного крови попью, как они с нас пьют. Я вам писал про Сергея Колесниченко. Он из Херсона родом. Парень неплохой. С ним только с одним можно поговорить серьезно, поделиться своими мыслями, горестями и радостями. Погода немного испортилась идут дожди, сыро стало, но это не мешает весне, здесь все попрежнему цветет и пахнет. Ну вот у меня пока все. Пишите очень буду ждать ответа. Писем я уже никому непишу, только вам и Кумушке. Но домой буду писать до конца, так что не расстраивайтесь.
Досвиданья. Целую крепче всех. Ваш сын Александр.

Рядовой Проценко перед увольнением в запас в Термезском погранотряде. Как видно, у парня все получилось с дембельской "парадкой". СССР, 1983 год
Рядовой Проценко перед увольнением в запас в Термезском погранотряде. Как видно, у парня все получилось с дембельской "парадкой". СССР, 1983 год

Март, 1983 год
Здравствуйте мои дорогие Мама и Папа!!!
С горячим пограничным приветом, к вам Александр.
Письмо я ваше получил, за которое большущее спасибо. Из вашего письма я узнал о ваших делах и вашей жизни. Теперь о своих делах, службе и сразу буду отвечать на ваши вопросы. Жив, здоров, а служба идет попрежнему. Приказ уже читали в газетах, а вы наверное тоже читали. Приказ - приказом, а когда будут увольнять незнаем. Да и ехать не вчем. Все наши парадки что мы поздавали в Термезе на склад погнили. Говорят, что должны все повыдавать новое, но это на воде вилами писали. Осенникам тоже обещали золотые горы, а ничего не дали. Но самое главное фуражка, а фуражку я достану хоть где, положу в дипломат и пусть лежит, ведь это - пограничная гордость. А приехать я могу и в гражданке, но это плохо, ведь я солдат. Мама, ты меня как маленького уговариваешь не кушай, не доверяйся, я ведь и сам знаю, что с их нельзя ничего брать. А, что на дикарей они похожие, это правильно, а грязные так это вообще, кусок грязи с блохами передвигается по земле, так-что вы не переживайте с ними я никаких контактов не имею. Все правильно, кто служит за границей увольняют самых первых. 10 апреля начнут увольнять с Советской армии. А мы пограничники находимся здесь не легально, и никто не знает, что мы пограничники и увольняют нас поздно, но вы не расстраивайтесь, летом буду дома. Ты вот написала, что ребята работают на МТФ механизаторами и скотниками и мне так захотелось быть на их месте. С ново -прибывших земляков нет то с удмурдии или с Пензы. Армейских денег я получаю 6 руб. 10 коп. а раньше получали 3 руб. 80 коп., а еще нам платят чеками, но чеки и деньги нам не дают здесь, а когда будут увольнять выдадут и деньги и чеки. Погода у нас прежняя. Больше писать не о чем. На этом буду заканчивать свое небольшое письмо. Пишите о всех новостях, о друзьях моих чем они занимаются. Что там у Любы, как бабушка, Вовчик, папка, как там не пьет.
Досвиданья. Целую крепче всех.

В оформлении использованы материалы и фотографии из коллекции: Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника; pogranichnik.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!

Служба советского пограничника в Афганистане: по материалам писем родным (Часть 2)