Найти в Дзене

Пушкин: из дворянина в народного поэта

Практически в каждом городе есть улица Пушкина, парк, сквер или площадь. В 1937 году буквально в каждом советском городе появились посвящения к столетней годовщине гибели поэта. Столетие смерти Пушкина праздновали всем Союзом (и не только им - русская диаспора, разбросанная по миру эмиграцией, тоже отметила эту дату). Ни до ни после ничего подобного не случалось ни с одним русским поэтом. Попробуем разобраться, как из дворянина Российской империи создавали культ народного поэта и борца с самодержавием. Пролетарцы-гётеанцы и колхозники-пушкинисты Канун нового 1937 года обернулся для московской секции критиков и литературоведов горячей дискуссией. Обсуждали пушкинское наследие и немало говорили, что Пушкина надо любить так, как, например, Карл Маркс любил Гёте. Гёте верил в победу буржуазного прогресса, техники и науки. Только он жил, когда в борьбе с феодальным обществом зарождалось капиталистическое, а Маркс - когда из капитализма зарождался коммунизм. Марксисты считали, что только про
Оглавление

Практически в каждом городе есть улица Пушкина, парк, сквер или площадь. В 1937 году буквально в каждом советском городе появились посвящения к столетней годовщине гибели поэта.

Столетие смерти Пушкина праздновали всем Союзом (и не только им - русская диаспора, разбросанная по миру эмиграцией, тоже отметила эту дату).

Ни до ни после ничего подобного не случалось ни с одним русским поэтом. Попробуем разобраться, как из дворянина Российской империи создавали культ народного поэта и борца с самодержавием.

Пролетарцы-гётеанцы и колхозники-пушкинисты

Канун нового 1937 года обернулся для московской секции критиков и литературоведов горячей дискуссией. Обсуждали пушкинское наследие и немало говорили, что Пушкина надо любить так, как, например, Карл Маркс любил Гёте.

Гёте верил в победу буржуазного прогресса, техники и науки. Только он жил, когда в борьбе с феодальным обществом зарождалось капиталистическое, а Маркс - когда из капитализма зарождался коммунизм.

Марксисты считали, что только пролетариат может продолжить развитие производительных сил, но уже не во славу капитализма, а для блага трудящихся, путем сознательной работы миллионных масс.

Столетие со дня смерти Гёте (1932 г.) стало не только частным делом всяческих литературных обществ, но и общим празднованием, в котором приняли участие и государство, и церковь, и политические партии (в том числе советские).

Однако Гёте не был близок советскому человеку так же, как Марксу. Поэтому размах торжеств по случаю столетия со дня смерти немецкого поэта побудил Чуковского оставить такую запись в дневнике:

"…вдруг в газетах целые страницы об этом неизвестном ударнике – как будто он герой какого-нибудь цеха. И психоз: все устремились на чествование этого Гёте". С.Н. Морозова, Д.Н. Жаткин, "Творчество И.В. Гёте в литературно-критическом осмыслении К.И. Чуковского"
     Монеты, выпущенные к столетию со дня смерти Гёте. Источник: https://coins.lave.ru/
Монеты, выпущенные к столетию со дня смерти Гёте. Источник: https://coins.lave.ru/

Всего через пять лет с ещё большим размахом так же будут праздновать столетие со дня гибели Пушкина, который стал своего рода советским аналогом Гёте и чьё творчество так же должно было стать важным воспитательным инструментом.

(Любопытно, что в Калининграде в честь Пушкина переименовали как раз улицу Гёте).

"За год до своей смерти Пушкин писал, что слух о нем пройдет по всей Руси великой. Он знал, что к нему придут миллионы читателей. И они пришли.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла трудящимся дорогу к свету, к знанию. Нашлись миллионы пушкинских читателей. Они, эти миллионы читателей, пришли к Пушкину из социалистических городов и колхозных деревень, они пришли с Юга, Востока, Камчатки, Дальнего Севера, из самых далеких уголков необ’ятного Советского Союза".
Отрывок из материала "Колхозники-пушкинисты", газета "Искра", Кунгур, 10 февраля 1937 г.
     Источник: https://iskra-kungur.ru/
Источник: https://iskra-kungur.ru/

Русские классики должны были стать близкими и понятными каждому советскому человеку, а их произведения учить «правильным» истинам.

Этого требовал политический курс на укрепление государственности требовал ссылок на ее прошлое, полное свершений, которые настоящая власть разовьет многократно в будущем.

     Источник: https://elohov.ru/
Источник: https://elohov.ru/

Новая власть, признав ценность творчества поэта, подчеркивала: «Пушкин наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе». Образ поэта деформировали в пропаганде: вольнодумие и вольнолюбие Пушкина превратили в «революционность».

Пушкин на каждом углу

В 1935 г. в стране учреждается Всесоюзный Пушкинский Комитет с председателем Горьким. Их задача - выработать ряд предприятий с целью увековечить память Пушкина среди народов СССР и содействовать широкой популяризации его творчества среди трудящихся.

В следующие два года в Литературной газете появляется череда заметок с идеями пушкинских конкурсов и различных переименований улиц и мест.

В Ленинграде, например, писатели предлагают Университетскую набережную переименовать в набережную Пушкина, а набережную у памятника Петру I в набережную Медного всадника.

Имя Пушкина присваивают Государственному музею изобразительных искусств в Москве, улице Б. Дмитровке, Нескучной набережной, городу Детское Село (бывшее Царское Село), Государственному Ленинградскому Академическому театру драмы, Биржевой площади в Ленинграде.

Решено было и подготовить ряд трудов о Пушкине и его эпохе, о влиянии Пушкина на армянскую литературу, а село Гергеры переименовать в Пушкино.

В газете "Правда" в 1937 году пишут, что имя Пушкина звучит повсюду: МТС им. Пушкина, колхоз «Уголок Пушкина». Пушкинский район объявил соревнование на лучшее знание произведений Пушкина, колхозники еженедельно собираются на «Литературные среды», читают стихи, прозу Пушкина. Самолет, реющий над огромным митингом, сбрасывает летучки, в которых строчки из пушкинского «Памятника» чередуются с призывом к повышению урожайности пушкинских полей.

В некоторых источниках пишут, что музеев имени Пушкина в СССР станет больше, чем даже имени Ленина.

-5

1937: юбилей и террор

Несмотря на масштаб торжеств, в обществе появился анекдот, что даже если бы Пушкин был бессмертен, вряд ли бы он пережил 1937 - год, ставший пиком Большого террора в СССР.

К столетию были выпущены не только многочисленные издания произведений Пушкина, но и почтовые марки со школьными тетрадями с иллюстрациями на обложках. Именно эти тетради и стали причиной странного инцидента — через год после юбилея их изъяли из магазинов и учебных заведений.

Цензура увидела в рисунках замаскированные запрещённые лозунги и знаки. Например, на тетради с Вещим Олегом на ножнах древнерусского князя и в складках его плаща разглядели слово «долой», а на обуви Олега — аббревиатуру "ВКП(б)".

-6

На других тетрадках тоже нашли запрещёнку: лозунг «Долой Ворошилова» на рисунке по мотивам картины Крамского «У лукоморья дуб зеленый», нацистскую эмблему на портрете Пушкина (в завитках волос) и рисунке с картины «Пушкин у моря» Айвазовского.

Подробнее о истории с пушкинскими тетрадями можно прочитать в книге "Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР" (авторы: фольклористки и антропологи Александра Архипова (РАНХиГС, РГГУ, РЭШ) и Анна Кирзюк (РАНГХиГС).

Собиратель расколотой нации

Пушкинские торжества прошли в 231 городе 42 государств пяти частей света (в том числе Африке и Австралии). Русская диаспора, разметанная эмиграцией на все четыре стороны света, тоже с размахом отметила столетие со дня гибели Пушкина.

Для эмигрантов эта день стал поводом к "символическому примирению" потомков Пушкина с потомками Дантеса. В книге "Пушкин в эмиграции. 1937" о поэте говорят как о собирателе расколотой надвое нации. По словам Ивана Шмелёва, Пушкин — это тайна, которую эмигранты привезли с собой в ссылку и которая животворит их. “С ним освободятся наши братья в плену, с ним вернёмся и мы в Россию!” — писал поэт Мережковский.

_____________________________________________

Сейчас из памяти стерлись политизированные лозунги 1930–1940-х гг., а Большая Дмитровка снова стала Большой Дмитровкой (1993 г.), Пушкинский театр в Санкт-Петербурге теперь Александринский (1990-ые), Биржевая площадь тоже в 90-ые вернула историческое название, а в народе и вовсе больше запомнилась как Стрелка Васильевского острова.

Но несмотря на это, Пушкин остался "народным классиком", которому по-прежнему посвящают проводят вечера, конкурсы, конференции, выставки и всё, что разнообразит городскую афишу.