Найти тему

Страшный, любимый, сносный: дом, который 10 лет оттягивал своё исчезновение

Обветшалое зелёное здание рядом с пермским цирком при первом взгляде кажется заброшкой. Но люди там всё ещё живут, хотя здание признано аварийным. Так я писала об этом доме год назад. В сентябре 2022 года его жителей завершили расселять. В сентябре же в пустом доме случился пожар. А сейчас дом разбирают по кирпичику.

Летом 2021-го велись разговоры, что здание реконструируют и после отдадут школе с углубленным изучением математики, физики и информатики. Сейчас планируют отстроить под школу новое здание, сохранив внешний облик старого здания.

С образованием у зелёного дома связь тесная. Раньше в одном крыле находились квартиры преподавателей техникума при главном Мотовилихинском заводе, в другом — общежитие для студентов.

А если копнуть ещё глубже, то окажется, что это вовсе два разных дома, которые объединили в начале 20-ых годов прошлого века. В общем, в микрорайоне (а тогда деревне) Городские горки это самое старое здание.

Общежитие — пример немецкого архитектурного стиля баухаус. Здесь высокие потолки, большие окна, огромные коридоры, душ в подвале.

-2

Здание кажется внушительным и композиционно целостным. Сложно представить, что когда-то здесь было два двухэтажных здания. Стык не заметен даже при сегодняшнем плачевном состоянии дома. Но он есть и проходит на уровне оконных проёмов.

-3

Объединение домов и перестройка здания перекликается с историей объединения Мотовилихи и Перми. В 1920-ых сюда приезжают будущие главные архитекторы Москвы (придавшие, например, ул. Тверской её сегодняшний вид) Владимир Семёнов и Сергей Чернышев.

Именно им принадлежит утопическая идея строить города-сады. Концепт предполагал, что завод в таком случае выносится за зелёную зону, и рабочие едут на окраину. Далее идут школы, больницы, жильё и магазины.

Семёнов и Чернышев накладывают эту идею на сетку Мотовилихи, однако концепт в конечном счёте не реализовался.

-4

С приездом архитектора Льва Ильина и Ханнеса Мейера, второго директора Баухауса, продолжает развиваться идея создать здесь альтернативный городской центр к 1937 году. Если бы это произошло, то сейчас пермяки ездили бы работать, гулять и отдыхать в район цирка. По задумке, там, где сейчас речное училище, должен был быть Дом советов, откуда мог бы открываться прекрасный вид (здание на Уральской — архитектурное украшение этого вида).

-5

Но постепенно в военные годы стал разрастаться завод «Авиадвигатель», и центр Перми решили переносить в район тихого Компроса. С Мотовилихой, а точнее с улицей Уральская история застройки приняла следующий оборот.

Улицу и место, выделенное Семёновым под аэропорт (сегодня это сквер Розалии Землячки и близ лежащая территория) решили застроить зданиями сталинского неоклассицизма.

-6

Изначально дом не был зелёным. Сейчас сквозь стены проглядывает охра, с которой всё и начиналось. У здания, по словам общественников, которые стремятся сохранить его, есть две главные ценности.

Первая — история людей, которые по своей инициативе решили создать себе новое общежитие. Вторая — история о том, как здание может быть памятью о городской альтернативе, первой трамвайной линии и иных связей города.

В момент строительства здания не было деревьев, и оно как бы приглашало людей, проезжающих по дамбе заглянуть в гости. Это мы и сделали в прошлом году. Сейчас внутрь уже не зайти - дом в процессе сноса.

Стены между пилястрами были не всегда, они появились при одной из перестроек здания. Большой холл и коридоры выглядели особенно мрачно.

-8

Решёткой отделяли жилое крыло здания и подвал. Возможно, именно за этой жердяной дверью как раз вход в душевые.

-9

На втором этаже тоже огромный холл. В прошлом году здесь ещё висела вывеска какой-то организации и стояла пыльная детская кроватка.

Повернув налево, можно было попасть в явно нежилое крыло. Однако в конце коридора было слышно, что кто-то стучит.

Большинство дверей уже было выбито, на подоконнике лежали письма от судебных приставов. Всё выглядело пыльно, пусто и как-то удручающе.

А вот третий этаж был более обитаем. Без магнитного ключа туда было не попасть.

-12

О том, что в здании всё-таки жили, напоминал внутренний дворик. Детская площадка, конечно, уже тогда была похожа на зону отчуждения, но пластиковый балкончик и люди с пакетами продуктов, заходящие в подъезд, внушали оптимизм.

Ах да, тогда ещё котики выглядывали из окна.

-14

Дом по всем пунктам подходил под аварийное жильё, но почему люди оттуда не уезжали? Кто-то ждал расселения, а кто-то просто не хотел. Центр городской культуры в 2019 году организовал выставку с историями людей этого дома (она находилась на фасаде здания).

Выставка вошла в большой проект «Квартирале», который открывает и исследует локальные места города.

-15

Выставка на Уральской, 110 (адрес дома) называлась «Я тут всех знаю, меня все знают» — это цитата одной из жительниц дома, которая оставалась здесь несмотря ни на что. Когда дом разделили на две части и одну признали аварийной, ей предложили продать квартиру и переехать в другое место.

На что женщина сказала: «Я тут всех знаю, и меня все знают. Я тут живу 45 лет, я не могу оставить это место». В итоге её переселили в другой аварийный отсек, который до сноса ещё мог существовать в каком-то виде. Она сама чинила свою крышу, она сама застилала пол. Но уехать отсюда так просто не могла.

Этот дом связывает истории людей и города. Когда-то именно за ним шли трамвайные пути. Увидеть то, что от них осталось, можно и сегодня. Нужно просто повернуть за здание, пройти мимо цирка и выйти на брусчатку (ходить по ней лучше компанией — снесённые и сожжённые гаражи, сомнительные личности, все дела).

Дойдя по ней до моста и заглянув прямо за него, виднеются рельсы.

-17

Подростки облюбовали место — людей вокруг немного, под мостом тем более, индастриал-пейзаж как бонус.

-18

Рядом с мостом, под железным навесом, тоже видны следы трамвайных путей.

-19

Судьба рельс, как и судьба зелёного, а когда-то бежевого дома решена. О сносе здания говорили 10 лет. И столько же о том, чтобы его сохранить.

Архитектурным памятником его не признали — если бы это сделали, то восстановление дома легло было на плечи жильцов (какими бы светлыми и тёплыми ни были воспоминания, такая статья расходов их не радовала и не была для них посильной).

Поэтому долгое время здание называли просто историческим. Общественники занимались его исследованием, проводили экскурсии, организовывали выставки и топили за сохранение дома.

Проектирование нового здания начнется в декабре 2022 года. Снос и строительство нового корпуса планируется провести до конца 2024-го. Планируется, что в новом корпусе школы с углубленным изучением математики, физики и информатики будут обучаться 400 учеников.