Вот и прошло несколько дней, с самого первого запуска всей системы "Starship" в сборе. Интернет полнится сотнями мнений о том, был ли это успех или провал теста. Было сказано много слов и высказано множество мыслей и домыслов. И для понимания всей картины произошедшего в целом, нужно сначала взглянуть на отдельные её части:
- ✔❌Старшип, самая главная цель, стоявшая перед "SpaceX" в этом запуске, была запустить ракету и не уничтожить её "нулевую ступень". Из-за этого Старшип был запущен лишь на 90% от полной мощности двигателей. И в самом начале полёта начал отклоняться от вертикального положения, для скорейшего ухода в сторону от стартового стола и башни обслуживания. Взрыв на старте мог отодвинуть всю испытательную программу на многие месяцы, но этого не произошло.
С самого начала, проект преследовала тень неудачного проекта лунной ракеты "Н-1". Роднит их то, что у обоих на первых ступенях расположено огромное количество двигателей, у "Н-1"их было 30, а у старшипа аж 33. Как не печально, но "Н-1", в том числе и из-за проблем с таким большим количеством двигателей, не смогла не разу выйти на орбиту. И совершив 4 аварийных полёта, разработка ракеты была прекращена.
Старшип же, в первом испытательном полёте, уверенно доказал, что с двигателями у "SpaceX" всё в порядке. Пусть некоторые двигатели и не работали с самого старта и ещё несколько отключились во время полёта. Но их отключение не привело к фатальным последствиям, автоматика отключила проблемные двигатели до того, как они смогли нанести какой либо ущерб ракете. Более того, был протестирован перезапуск отключённого двигателя прямо в полёте.
Не добравшись до расчётной высоты (работа двигателей на 90% с самого начала полёта, манёвр ухода от "нулевой ступени" и отключение двигателей в процессе полёта, сыграли не последнюю в этом роль), была произведена попытка отстыковки корабля. Для этого использовался нестандартный манёвр расстыковки ступеней, с "выталкиванием" центробежной силой. В этом процессе отказала гидравлика (которая будет отсутствовать в следующих итерациях корабля) и корабль не смог отстыковаться. Что привело к продолжению кручения всей ракеты по инерции, а всё еще работающие двигатели ещё больше усугубили ситуацию. И мощности маневровой системы "клапанов" оказалось недостаточно, для стабилизации ракеты и погашения всё ускоряющегося раскручивания. В связи с этим, было принято решение о подрыве прототипов, заранее заложенной системой прерывания полёта (взрывчаткой).
- ✔❌Стартовый стол, металлическая часть конструкции (табуретка), в целом (о внутренних повреждениях пока не известно), сильно не пострадала. Она конечно обгорела, но этого и следовало ожидать, после прожарки тремя десятками двигателей. Визуально она выглядит целой, чего не скажешь о покрытии под ней.
- ❌Бетонное покрытие под стартовым столом, вот ему досталось больше всех. На месте взлёта, под стартовым столом, даже образовался небольшой кратер. А место, куда сместился старшип, дабы не упасть прямо на стартовый стол ), отлично различимо по отсутствующим кускам бетонного покрытия.
Радовать может лишь то, что данное покрытие было тестовым и уже готовилась альтернатива из жаропрочной стали, а так же система подачи воды во время старта. Следует ожидать, что полёты прототипов продолжатся, лишь после установки нового наземного стального покрытия и системы подачи воды. Более того, следует ожидать, что данными особенностями впредь будут обладать и все последующие стартовые столы у "SpaceX".
- ✔❌Башня обслуживания, как и стартовый стол, визуально выглядит целой. Хотя мощь двигателей и отлетающие осколки бетона, конечно же, в какой то мере, должны были её и повредить. Однако, захваты и заправочный рукав на месте, а значит всё очень даже не плохо.
- ✔❌Резервуары топливной инфраструктуры (картинка 7), бетонное покрытие, его отлетающие куски, здорово повредили защитные кожухи некоторых топливных баков. Возможно их даже придётся заменить. Однако, подобной проблемы в следующих запусках не предвидится, в виду отсутствия бетонного покрытия.
- ✔❌Прилегающая территория (картинка 8), то же самое бетонное покрытие, благодаря мощи двигателей, смогло отправиться в путешествие на многие километры вокруг стартовой площадки. И причинило некоторый ущерб и там. Данной проблемы больше не ожидается.
Вывод: как видно из информации выше, первый тестовый полёт всей системы "Starship" в сборе, завершился сбором огромного количества информации, как непосредственно о самом старшипе и его двигателях, так и о стартовой инфраструктуре. Тесты для этого и проводятся, а итеративный метод разработки "SpaceX", подразумевает много тестов "в металле". Безусловно, данные полученные в этом полёте, позволят сделать запуски всех последующих итераций системы куда безопаснее.
"Нулевая ступень" же, хоть и была повреждена (в основном это бетонное покрытие), однако ремонт и переделка не должны занять много времени. Ничего непоправимого не произошло, поэтому ждём следующего тестового запуска.
"Per aspera ad astra SpaceX"
Кому удобнее читать нас в вк: vk.com/mar_tians
Телеграм: t.me/mar_tians
Так же подписывайтесь на ютуб канал, цель 100 подписчиков, для начала публикации новостей и там: youtube.com/mar_tians