В 16:33 20 апреля 2023 года была дана команда - ключ на старт. Огромная монструозная конструкция Starship + SuperHeavy частной космической компании SpaceX плавно отделилась от стартовой площадки и начала подниматься над землёй. Было ощущение восторга и самых безудержных эмоций - невозможное возможно и самая большая сверхтяжелая ракета-носитель в истории оторвалась от стартового комплекса. Правда было чувство, что делала она это неестественно долго, целых 8 секунд
5500 тонн массы и 7500 тонн-сил тяги на старте, такой огромной космической ракеты человечество ещё не видывало, Starship может летать, мир замер в ожидании чуда, неужели невероятный гигант сможет взмыть в ввысь и выйти на орбиту вокруг нашей планеты с 1 попытки. Во время старта от бетонного основания площадки отвалилось невероятное количество бетона и различных элементов конструкции стартового комплекса, есть вероятность, что часть осколков могла попасть по двигателям и элементам системы управления 1 ступени. Ракета-носитель продолжает полёт, при этом на инфографике от компании SpaceХ мы видим что 3 из 33 двигателей Raptor 2.0 отказали уже в первые секунды полёта, тяговооруженность 1 ступени позволяет.
На T+30 с. полёта произошел взрыв HPU - гидравлического силового агрегата, он необходим для корректной работы TVC (системы управления вектором тяги 1 ступени ракеты-носителя). Starship продолжал подъём в небо и набор высоты не останавливался, но есть большие сомнения, что без HPU оставались шансы на успех. В итоге полёт близкий к запланированному продолжался примерно до отметки T+2 мин. 10 с., далее ракета-носитель неожиданно перешла в горизонтальную плоскость примерно на высоте 30 км. над землей. Далее ракета начала переходить в режим неконтролируемого вращения (совершив не менее 3 оборотов вокруг своей оси на высоте более 35 км.), а из 33 двигателей отказали уже около 7-8 штук.
Заметно, что такое поведение ракеты явно аномально. Тем не менее на трансляции запуска мы слышим, разделение прототипа Ship 24 и B 7 должно произойти в ближайшие секунды. Однако, оно все не происходит и не происходит, по плану оно было намечено на высоте 64 км и на отметке T+2 мин. 49 с. двигатели 1 ступени должны были отключиться. После разделения ожидалось включение сначала 3 двигателей Raptor 2.0 и затем ещё 3 двигателей Raptor 2.0 Vac, на деле баки 1 ступени были почти полностью опустошены примерно через 4 минуты, при этом кислород почему-то расходовался быстрее метана. На отметке T+3 мин. 59 с. командой SpaceX было принято решение о задействовании системы FTS для подрыва и 1 и 2 ступени. Не имело смысла ждать, были видны 2 взрыва, сначала вероятно вспомогательных посадочных баков 1 ступени и затем полностью заправленной 2 ступени (много более мощный взрыв), особенно красноречиво выглядело лица Илона Маска в этот момент.
Результат работы системы FTS, она необходима для обеспечения безопасности. Обломки 1 и 2 ступеней упали в воды Мексиканского залива.
На борту прототипов были установлены камеры и по данным полученным с них видно, что теплозащитные плитки на Ship24 пострадали незначительно и большая часть из них сохранилась. Стартовый стол пострадал не так сильно, но бетонная площадка под ним была значительно повреждена. Необходимо строительство газоотвода на космодроме, также нужно отметить о наличии вмятин на кожухах баков наземной инфраструктуры, при этом сами баки не пострадали.
В целом нужно отметить, что многое из того что мы увидели вдохновляет. Человечество имеет все шансы обрести многоразовую сверхтяжелую ракету-носитель в ближайшие годы. Вероятно, что следующая попытка запуска может произойти в июле-августе 2023 года, предстоит много работы по обустройству стартового комплекса и исправлению всех замеченных недочётов.
#starship #spacex #илонмаск #ракеты #космонавтика