Найти тему

Дорога, длиной в 100 лет.

В последнее время ученые все больше интересуются влиянием танцев на образование и организацию новых нейронных связей. Причем, есть ряд исследований, которые доказывают, что танцы и развитие новых когнитивных навыков связаны напрямую.

Танцы - это развитие эмоционального интеллекта, потому что ты всегда учишься считывать эмоции партнера. Ведь в танце у тебя нет возможности разговаривать. Ты можешь только "прочесть", что партнер на самом деле хочет тебе сказать.

Танцы - это подвижность и молодость суставов, связок и эластичная мышечная ткань, что всегда сказывается на продолжительности и качестве жизни. У нас есть отличные примеры балерин и танцовщиков, проживших полноценную, счастливую в профессии жизнь.

Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015 годы) не дожила полгода до своего 90-летия. Галина Сергеевна Уланова (1910-1998 годы), Игорь Александрович Моисеев (1906-2007 годы), не доживший 3 месяца до возраста 102 лет. Этот список можно продолжать долго. Можно ли назвать жизнь этих людей легкой и праздной? Труд до седьмого пота и кровавых мозолей - вот что они видели каждый божий день, без праздников и выходных. И тем не менее, они прожили очень длинную и полноценную жизнь. Карьера этих танцовщиков была очень длинной, например, Майя Плисецкая протанцевала в качестве прима-балерины в Большом театре с 1948 по 1990 год! Только вдумайтесь!

Знаменитый Белый Лебедь в исполнении Майи Плисецкой
Знаменитый Белый Лебедь в исполнении Майи Плисецкой
Игорь Моисеев.
Игорь Моисеев.

А Игорь Моисеев на сложные "коленца", которые он мог выкинуть и в 90-летнем возрасте, говорил так: «А что в этом удивительного? – спрашивал Моисеев. – Думаете, стар для этого? Многим кажется странным, что и в 90 можно преподавать танцы. А я, когда ребята жалуются, что движение, которое задаю, невозможно выполнить, встаю и делаю его сам».

Танцы, по последним исследованиям, являются батарейкой для вечной подзарядки мозга. Таким не теряющим популярность тренажером для развития мозга. Они развивают мозг во всех направлениях: психологическом, эмоциональном, физическом и когнитивном.

В 1960 годах в Америке началось глобальное исследование, посвященное пластичности мозга. "Доктор Даймонд и ее коллеги в Университете Калифорнии в Беркли поставили эту точку (точка зрения заключалась в том, что мозг растет до определенного возраста и дальнейшие изменения в нем, а равно, как и его развитие и сохранение длительной активности, невозможно) зрения под сомнение и провели масштабный эксперимент. В своем знаменитом исследовании они задались вопросом: что произойдет с мозгом взрослой крысы, если вырастить ее в том, что ученые назвали «обогащенной средой». Животных предлагалось выращивать в своего рода крысином Диснейленде, где было много ярких игрушек, приятелей для игр (других крыс) и больших пространств. Ученые пытались опровергнуть идею о том, что взрослый человеческий мозг – это навсегда фиксированная система. Итак, чтобы доказать обратное, Даймонд и ее команда изменили среду обитания крыс и стали наблюдать: влияет ли это на физическую структуру их мозга. Если бы им удалось обнаружить свидетельства таких изменений у крыс, это означало бы, что при определенных условиях человеческий мозг тоже способен расти, адаптироваться и меняться.

Каковы же были результаты содержания крыс в Диснейленде? По сравнению с крысами, выращенными в «обедненной» среде – без игрушек и почти без товарищей для игр, – крысы из Диснейленда обладали мозгом, который был физически больше. Даймонд показала, что в обогащенной среде ветви дендритов (тех самых входных структур нейронов, которые похожи на ветви деревьев) растут и расширяются, позволяя клеткам получать и обрабатывать больше информации. Более того, она показала, что в таком мозгу больше не только дендритных ветвей, но и соединений-синапсов, больше кровеносных сосудов (это означает лучший доступ к кислороду и питательным веществам) и полезных для мозга химических веществ – таких как нейротрансмиттер ацетилхолин и другие факторы роста.

Профессор Даймонд объяснила, что различия в размерах мозга крыс были непосредственным отражением окружающей среды... Стимулируйте мозг новыми заданиями, общением с новыми людьми – и он отреагирует созданием новых связей. А это, в свою очередь, вызовет увеличение размеров. Но если вы лишите свой мозг новых стимулов или заставите его скучать, день за днем занимаясь одним и тем же монотонным делом, – то связи, которые у вас уже есть, зачахнут, а мозг просто съежится". (отрывок из книги В. Судзуки и Б. Фицпатрик "Девочка, которая влюбилась в мозг")

Представляете, какой невероятный Диснейленд для мозга танцевальные практики? Какая невероятная обогащенная среда может быть у нашего мозга, когда мы танцуем?

Конечно, речь идет не только о танцах. Обогащенная среда подразумевает, музыку, книги, саморазвитие, освоение новых навыков (профессиональных или когнитивных), общение с нужными и правильными людьми. Людьми, которые будут нас наполнять, а не отнимать у нас последнюю энергию. Как говорит наш известный ученый Татьяна Владимировна Черниговская: "Чтобы развивать свой мозг, слушайте сложную музыку и читайте сложные книги!"

Но об этом поговорим позже.

А вы пробовали заниматься танцами? Как они влияют на ваше самочувствие? На ваше настроение? На ваш жизненный тонус?