Найти тему

Путешествие в дулёвский фарфор. Часть 9. Конструктивисткий ДК Ликино-Дулева.

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут

ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ

…Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»).

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.

Супруга радуется жизни.

Жена потом напишет на своей страничке в VK, а я вот тут сейчас воспроизведу:

«…Здание Дворца культуры является памятником архитектуры советского авангарда – единственная осуществлённая К. С. Мельниковым постройка за пределами Москвы.

Известный в 1930-е годы публицист и архитектурный критик Н. Лухманов образно называл проект дулёвского клуба «звездой химиков». На мой взгляд, здание больше напоминает робота.

Строительство здания клуба началось в 1928 году и было завершено с некоторыми отступлениями от первоначального проекта к началу 1930 года. За историю своего существования неоднократно менялась архитектурная задумка. В настоящее время здание нуждается в полномасштабной реставрации. Но, несмотря на это, клуб продолжает работать.

Мы побывали на чудесном тематическом чаепитие посвященном предстоящей Пасхе. И прошлись с ознакомительной экскурсией по зданию…»

Вот и другие мои девочки/однокашницы/единомышленницы подтянулись и к жене/к инсталляции присоседились.

***

На видео видно, как мои спутницы/однокашницы/единомышленницы вместе с моей супругой поднимаются (во весь рост), после чего начинается экскурсия по дворцу.

Можно прочитать тезисы от экскурсовода, но лучше посмотреть и послушать видеоролик.

– Мы находимся в здании культурно-досугового центра «Дулёвский», построенном в 1930 году по проекту выдающегося советского архитектора Константина Степановича Мельникова. По крайней мере некоторые из его работ вам точно знакомы. Это большое количество гаражей и клубов в столице. Вообще все постройки Мельникова находятся в Москве за исключением нашего клуба в Дулёво. Поэтому следующие буквы на этом стенде – это буквы про «уникальное здание» [так сказано – В.Б.]… И вот внутри этого уникального здания мы с вами дальше и будем передвигаться… Мельников получил отличное образование. 12 лет в училище ваяния и зодчества не прошли даром. Он получил охранную грамоту после того, как выиграл проект на создание саркофага Владимира Ильича Ленина, в котором Ленин пролежал до конца Великой Отечественной войны. У Мельникова небольшой период творчества был довольно продуктивным (конструктивизм/авангард довольно быстро задвинули – золотое десятилетие). Параллельно с нашим клубом он строил ещё 4 клуба и собственный дом на Кривоарбатском переулке […] Уникален сам проект. Мельников не повторял никого, в том числе себя, поэтому второго такого здания нет… Здесь у нас проект. Прошу обратить внимание, что это не реализованный план, а проект. Но в целом суть сохранилась. Это такие ручки-ножки-голова. Сам он говорил, что здание врастает щупальцами в прекрасный бор. Со всех сторон нас окружает парк. К сожалению, большие вековые сосны сейчас утрачены, на их месте посажены новые. Проект часто называют звездой химиков, потому что Дулёвский фарфоровый завод входил в профсоюз химиков. Кто-то угадывает в нём витрувианского человека, симметричного, идеального… Мы сейчас находимся в передней части. Два щупальца у нас двухэтажные, два щупальца одноэтажные. Сзади нас – зрительный зал, в который мы сейчас зайдём. Вот этот полукруг [на карте] – это наша сцена. За сценой – второй присоединённый полукруг – вот он уже не был реализован, мы о нём поговорим в зрительном зале… Несмотря на то, что вы видите какие-то обшарпанности, здание сохранилось очень хорошо. В том числе паркет, на котором вы сейчас стоите, родной. Ему 93 года. Конечно, это сейчас самое проходное место и паркет больше [чем в других местах] поизносился. На втором этаже и в библиотеке паркет вообще в отличном состоянии. Но этот не скрипит… И ещё уникальность здания в том, что это единственная постройка Мельникова, которая работает по своему первоначальному предназначению. В клубе имени Русакова сейчас театр Виктюка, в гаражах открывают Еврейский центр и так далее… А наш клуб все 93 года работал как клуб и не закрывался даже в период Великой Отечественной войны…

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-5
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-6

***

Из фойе/холла переходим в зрительный зал. На сцене зала дети/подростки репетируют спектакль. Зрительские места пусты.

С видеоролика слышится (то чётко, то глухо, ибо я брожу по залу):

– …характерная черта для творчества Мельникова… Сейчас по-модному можно сказать, что это безбарьерная среда, что это такое инклюзивное веяние… Мамы с колясками, люди с инвалидностью…

***

Конструктивизм по своей сути очень прост (простые утилитарные формы), поэтому лепнины в зале прежде не было.

– В 50-е годы тут для пущей красоты добавили лепнину, чтобы было дорого и богато, – комментирует экскурсовод. – Лепнина изготовлена на нашем Дулёвском фарфоровом заводе.

Вставляю свои пять копеек:

– Кажется, с лепниной смотрится лучше, чем смотрелось без неё…

Дескать, таков мой дилетантский взгляд.

Экскурсовод улыбается и продолжает:

– Конечно, сталинский ампир – это всё помпезное. Декор дополняли люстры с хрусталём. Вот они такие все витиеватые были. Тут висело восемь люстр больших…. Тут у нас изображены два писателя и два великих композитора.

Наша дружная команда всю четвёрку творцов на барельефах сразу угадала.

Мои очередные пять копеек:

– Вон там Пушкин и Горький, но Горький очень похож на Сталина.

– Да-да-да… Особенно молодёжь очень часто считывает его как Сталина. А Чайковского считывают как Ленина.

Вся четвёрка: Пушкин, Горький (писатели), Чайковский и Глинка (композиторы)…

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-7
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-8

– Обратите внимание на большое количество выходов из зрительного зала, – продолжает наш экскурсовод. – Если вы посчитаете сейчас…

– Восемь? – это пять (или восемь) копеек от Алёны Кулыгиной.

– Да! И ещё один за сценой!.. Соблюдены все требования по пожарной безопасности, которые уже в 30-е годы были довольно серьёзные. И к тому же правила эргономики. То есть из любого места, которое у нас есть в ДК, очень легко и удобно можно переместиться в любое другое. В танцевальный зал. В спортивный зал. Огромное количество выходов в парк. За сценой в том числе выход в парк. И два выхода в фойе. То есть с точки зрения пожарной безопасности всё хорошо продумано…

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-9
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-10
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-11
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-12
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-13

Экскурсовод:

– Предлагаю пробраться за сцену, она у нас в некотором роде немножко волшебная…

… И мы пошли на сцену и за сцену.

***

Голос экскурсовода, указывающего рукой к потолку (лучше смотреть):

– … Система колосняков (?), то есть вот эти деревянные балки, которые есть на сцене… они абсолютно безопасны… К сожалению, с точки зрения косметического ремонта мы связаны по рукам, потому что это объект культуры регионального значения. Так или иначе изменения невозможны… Даже чтобы покрасить фасад, нужно согласовывать… Здание нужно реставрировать. Если в стране всё будет хорошо, то [сюда будет направлена] большая часть областного бюджета, часть муниципального, часть спонсорского, потому что… ЛиАЗ сейчас входит в группу ГАЗ, а группа ГАЗ помогает нам в реставрации и готова оплачивать часть наших смет… ну, довольно скромно на самом деле… большая часть технического оснащения… Зданию будут возвращать мельниковский вид, но с приспособлением под современные нужды.

Переходим на другую сторону сцены. Примерно на середине сцены тормозим и экскурсовод продолжает:

– Пока мы здесь находимся, также обратите внимание на балкон. По проекту Мельникова там должна быть единая площадь, то есть вот этой квадратной надстройки быть не должно… это киноаппаратная. Она появилась также в 50-е. Там до сих пор стоят кинопроекторы. Один такой крутой на угольных… углеродных (?) диодах. Экран тоже здесь висит с 70-го года… Этот балкон мог отделяться экраном и превращаться в отдельную аудиторию… Сама сцена – это диск, чтобы актёры в зимнее время могли играть в зал, а в летнее – играть в сосновый бор. Задумка не была реализована. И сцену проектировали другие люди, не Мельников. Пойдёмте заглянем в один интересный уголочек.

Приходим к противоположной стороне сцены. Там тёмный «интересный уголочек».

– Тут вообще как-то включается свет, но не хочется дальше мешать репетиции… Обратите внимание на большое количество батарей. Они не сильно справляются с прогреванием такого огромного помещения. Отопление, которое было продумано и рассчитано Мельниковым, было достаточным. Здесь была котельная… она отлично работала и могла эту высоту протопить. Плюс здесь была система приточно-вытяжной вентиляции, которая с помощью циркуляции воздуха могла замечательно всё обогревать и проветривать…. Итак, здесь, ещё раз, окошко… А тут такая интересная стена… тут неоштукатуренный отпечаток опалубки и наскальная живопись: апрель 45... это всё реально… 45-й, 33-й… Апрель 45-го – за месяц до окончания войны. А тут – июнь 45-го, через месяц после окончания… Здание жило и работало всё это время. И окна… видите, как отличается кладка?.. Сейчас те, кто приезжает, спрашивает. А зачем в театре окна? Нам нужно учитывать, что здание строилось не как театр, а как третий дом для рабочих. То есть это и партийные собрания, и обучение… не только досуг.

***

Входим в пустой спортивный зал (снимков я там не делал, но снимал видео, поэтому имеются только кадры из видеоролика).

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-14
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-15

– Это то, почему мы сюда пришли… Второй зал (зал-близнец) полностью видоизменён. Покрытие заменено на плитку. Там заложены стены и заложен потолок. А в этом потолок как раз открыт. И вот эти стропильные фермы – это лучшее, что здесь есть. С точки зрения архитектуры, это несёт большую ценность. За счёт хорошо рассчитанных и подобранных материалов нагрузка равномерно распределяется на стены, что позволяет вот это большое помещение держать без помощи колонн. Технологически здание очень хорошо просчитано. Мельников тут даже не столько художник, сколько математик… С этой стороны в окно виден Храм. Мельников был человеком очень верующим несмотря на то, что были 30-е годы. Ему это позволялось. И дома у него стояла огромная икона. Всё это как раз после «охранной грамоты» после саркофага Ленина, о которой мы говорили…. Все балки, все перекрытия в отличном состоянии. Всё безопасно… Окна были больше и их было больше. В 80-е здесь появилась пристроечка – раздевалка для спортсменов…

***

Поднимаемся на второй этаж.

– Что такое конструктивизм? Это здание, которое проектируется под эргономику человека. Так, чтобы было удобно ходить, удобно передвигаться. Вот положили ручку [на перила]… вот пальчики… удобно. В этом суть… Плиточка, которая встречала вас и вот здесь – тоже оригинальная… [далее экскурсовод говорит о составе плитки, что обеспечивает её нестираемость]… Окошки-стеклоблоки – они, конечно, уже не оригинальные. Мельников любил окна фальконье… это не фальконье… Опять же вот балки, которые держат наше здание.

На втором этаже на стенах развешаны картины – выставка местных художников.

– Панорамные окна, винтовая лестница – тоже характерные черты для творчества Мельникова… Здесь она не напрягает, не заполняет пространство, отлично вписывается в окружающую архитектуру, ведёт на крышу… Вообще очень часто в зданиях Мельникова используются вот такие винтовые лестницы.

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-16

– Цвета на фасаде тоже достаточно верны. У Мельникова это было прописано: белила с добавлением… хрома (?). Серый фасад… Единственное, конечно, – вот этот «очаровательный» профнастил, который я просто ненавижу. Он убивает всё восприятие.

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-17
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-18
Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-19

***

…Во Дворце культуры работают студии (рукоделия, вязания и т.д.)

Попутно мы нарушили чей-то образовательный процесс. Преподаватель занимался с девочкой, кажется, на синтезаторе или… пением… тут я точно не понял (но не на рояле, ибо рояль, как выяснилось, декоративный или… «декоративный»).

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут ЭКСКУРСИЯ ПО ДВОРЦУ КУЛЬТУРЫ …Мы снова в фойе/холле Дворца культуры («Клуба фарфористов»). Супруга радуется жизни.-20

Остальное лучше досмотреть тут:

***

…Тепло попрощались с девочкой-экскурсоводом. Она отработала на все сто! Такая молодец!

Окончание следует.

Начало тут:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6
ЧАСТЬ 7
ЧАСТЬ 8