В первые годы Великой Отечественной войны тяжелые советские танки КВ всегда были для фашистов желанным трофеем. Поэтому оккупанты использовали любой удобный случай для того, чтобы завладеть нашим танком.
Так произошло и с танком КВ, который в апреле 1942 года был подбит в районе железнодорожной станции Свирь на нейтральной полосе. Ночью усилиями экипажа танк был отремонтирован. Но для эвакуации машины в наше расположение все же требовалась артиллерийская поддержка, за которой и отправился экипаж танка.
Охранять танк, было поручено трем минометчикам: Павлу Гончару, Тулашбергену Успанову и Василию Петровичу Рудакову. Старшим, среди которых был красноармеец Гончар. Павлу Гончару впоследствии и пришлось руководить обороной танка.
Поскольку фашисты готовились к контрнаступлению именно на том самом участке, где стоял наш КВ, Павел Гончар снял с танка пулемет, а Успанову и Рудакову приказал зарядить диски и готовиться к встрече врага с «хлебом и солью».
Как трое советских минометчиков встали на защиту тяжелого танка КВ
Две винтовки и один ручной пулемет, конечно, маловато! Но красноармейцы решили, что лучше биться до последней капли крови, чем отдать танк в руки врагу.
Фашисты, завидев, как им показалось, бесхозный советский танк, предприняли попытку овладеть им, но, к своему удивлению, были встречены пулеметным огнем.
После первой атаки на поле боя осталось лежать около десятка немцев.
После небольшой передышки фашисты снова пошли в атаку, но и она стоила им 25 убитых и раненых.
После третьей атаки, когда фашисты потеряли уже 70 человек, оккупанты бросили все попытки завладеть ценным советским трофеем.
Двухчасовой бой за советский танк КВ стоил фашистам больше сотни убитыми и ранеными.
Советские минометчики остались живы, только у Павла Гончара были ранены обе руки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР красноармейцу Павлу Ивановичу Гончару было присвоено звание Героя Советского Союза. Красноармейцы Тулашерген Успанов и Василий Петрович Юдаков были награждены орденами Красного Знамени.
Слава Павлу Гончару, Тулашергену Успанову и Василию Юдакову!
Кстати, вот первые впечатления, о которых поведал командир 41-го танкового корпуса вермахта генерал Рейнгарт, когда впервые увидел танк КВ-1.