Сейчас часто можно встретить такую фразу, типа: "У нас свобода слова. Имею право говорить, что хочу!"
Ну, во- первых, свобода идёт об руку с ответственностью. И свобода слова заканчивается там, где начинаются нарушения прав других людей, согласно закону государства, в котором мы проживаем. То есть свобода не равна вседозволенности. И при нарушениях мы должны нести ответственность за то, что совершили.
Во- вторых, странно в социуме, в общении с людьми опираться только на политическое определение. Если человеком в общении руководит только страх быть наказанным законом, но отодвигается духовная сфера, где есть нравственные принципы, этика, то это очень печально.
В третьих, задумайтесь, а что ещё есть в общении кроме свободы слова? Что Вы хотите донести? И каким приемлемым способом это можно сделать?
Так, например, часто на форумах можно слышать мнение, что психологи обязаны выдерживать весь негатив , идущий от клиентов, а также и от всех пользователей сайта.
В их представлении психолог это такой чувак, которому на голову г@вно льется, а он сидит и улыбается, считая , что манна небесная спустилась.
Конечно, психолог в работе должен быть стрессоустойчивым и суметь адекватно отреагировать на негатив клиента.
Но...
Отчего люди думают, что помогать контейнировать эмоции человеку - это равно есть всякое д@рьмо???
Когда мама в детстве учит ребенка понимать свои чувства, что чувствует, в связи с чем, то она:
1. Помогает отслеживать чувства ребенка и понимать в связи с чем они проявились.
2. Поддерживает право ребенка на чувства, но не одобряет и может запретить действие, если оно неадекватно, вредит ребенку, вредит другим людям.
То есть, мама не будет улыбаться, когда ребенок ее бьёт и говорить: "Да, я тебя понимаю, ты злишься, потому что хочешь игрушку, а я тебя не даю. Твоя злость, сыночек понятна, бей меня дальше, выражай свою свободу действий".
Нет, первое , что мама сделает, это остановит побои в свой адрес. И скажет, что ей больно. А потом уже поговорит о чувствах ребенка и что ему с ними делать.
Да, кстати, если ребенок не совсем мал, может, и за битьё санкции назначить.
Так вот и психолог, он, конечно, помогает разобраться с чувствами, но на действия имеет право ставить запрет. А, если его и сильно оскорбили, то и отказаться от ведения терапии, и цену повысить сессии.
Так сказать, санкции наложить, ответственность за свободу слову.
Конечно, это вопрос очень тонкий и индивидуальный.
И , возможно, какой- то психолог может своей псевдотерапией и довести до оскорблений. Всякое бывает. В тех же деструктивных группах.
Но, когда человек приходит к психологу и относится к нему, как к унитазу, в который он сливает всю свою агрессию, думая, что он имеет право себя вести, как вздумается, то он может столкнуться с обратной связью от психолога.
Ведь что такое взаимоотношения клиента и психолога: это отражение взаимоотношений клиента с другим миром.
И задача психолога: не терпеть агрессию клиента, а помочь увидеть, как его действия сказываются на взаимоотношениях с другими. Как могут ответить другие, какой отпор дать. Зачем он говорит именно так? И как можно сказать по- другому о своей боли, но не делая психолога козлом отпущения.
Кто- то может мне возразить о сильной травмированности и, которая не даёт сказать адекватно.
Безусловно. Но даже в сильной травмированности и с высокой эмпатичностью, нравственностью, человек не опускается до оскорблений психолога. Да, он может в чем- то оценить действия психолога, наложить свои проекции, но он все равно не заходит в рамки хамства.
Как сказала одна моя клиентка:
Я не дура чтобы свои проблемы и разные невротические реакции вешать на другого человека, который к этому непричастен.
А это, друзья, путь в зрелость.
Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт