Откровенно говоря, действительно, много странностей. ("И вор не было и батьку украли"). Смотрим еще раз.
04.07.42 года. Полярный день, облачность 10/10 (сплошная облачность). Граница облаков 300 метров, видимость 10 миль.
«Вики…» пишет: «4 июля американцы отмечали День независимости и с началом нового дня стали получать поздравления с других кораблей и судов конвоя. К утру туман начал рассеиваться. В 04:52 GMT+2 (02:52 по Гринвичу) сквозь разрыв в облаках проскочил одиночный He-115 и торпедировал американский транспорт «Кристофер Ньюпорт». Судно потеряло ход, и 47 человек его команды были сняты «Замалеком», а Брум приказал подводной лодке Р-614 добить судно. Торпеда Р-614 не причинила особого вреда транспорту, попытки «Дианеллы» затопить его тоже не увенчались успехом. Судно было брошено в дрейф и, позже, в 08:23, потоплено немецкой подлодкой U-457».
Первый тезис не очень соответствует действительности. Утром 04.07.1942 года немецкая радиоразведка в своих документах сообщает о полном радиомолчании конвоя. Более того, она активно ищет конвой, ибо, в ночь на 4 июля немцы конвой потеряли.
Дело здесь не в радиограммах, это все политические игрушки (плохие янки выдали конвой). Это выдумки. Немцы постоянно вели конвой, но в ночь с 3 на число несколько раз теряли его из виду. (Причем, не только конвой, но и крейсерское соединение).
По сообщениям морского штаба последний визуальный контакт у немецких подводных лодок с конвоем был 3.07.42 в 15.25 «в квадрате АВ3740».
Положение крейсерского соединения тоже было непонятно (в последний раз его видели в 30 милях севернее конвоя), поэтому, авиационный штаб на Лофотенских островах (Flie. Fu. Lofoten) выслал в 00.15 разведку из 6 самолетов. Более того, крейсерское соединение адмирала Гамильтона на тот момент само понятия не имело где находится конвой. И, лишь под утро крейсера адмирала Гамильтона обнаружили PQ-17, причем намного южнее, нежели ожидалось.
Немцы, выслав авиаразведку в 00.15 засекли крейсера уже в 00.40. По немецким данным, крейсерское соединение по-прежнему следовало отдельно от конвоя, курсом 60 т.е. на ONO.
В 4.15 поступило сообщение от одного из самолетов разведчиков (Карл-3), высланных с Лофотенских островов об обнаружении конвоя в квадрате 5630 (но это была явная ошибка, должен быть квадрат 6530). Но, дальнейших уточнений не последовало.
В 5.25 радиоразведка Flie. Fu Nord (West) запеленговала одну, не расшифрованную, радиограмму на частоте 5775 kHz. Установить точку отправки радиограммы не удалось. Судя по времени, это была радиограмма крейсерского соединения в штаб.
По логике, событий к этому времени один транспорт был уже поврежден. Вопрос: кем?
Брум пишет: «В 4.52 защитная завеса тумана разошлась, образовав большую дыру прямо у нас над головами. Через нее проскочил одиночный Не-111 и торпедировал американский транспорт «Кристофер Ньюпорт». Никто на «Кеппеле» не видел, как это произошло. Сначала я заподозрил, что это работа подводной лодки. Смертельно раненное судно быстро осталось позади. 47 человек команды тут же подобрал «Замалек», одно из наших спасательных судов. Не желая, чтобы противник получил возможность захватить ценный груз, я приказал подводной лодке Р-614 торпедировать судно».
Есть уточняющая радиограмма: ««Кристофер Ньюпорт» потоплен в 03.00 после атаки самолета-торпедоносца». Время чуть другое.
Сложность в том, что по документам той эскадрильи, которой приписывается повреждение транспорта, в воздухе были только разведчики.
(6.00) на поиски конвоя были отправлены все разведэскадрильи 5-го воздушного флота.
(7.30) от люфтваффе поступило сообщение о том, что разведчик Карл-3 (906-я группа) а 5.08 все же обнаружил конвой, который следовал курсом 90 (т.е. чисто на восток) с очень маленькой скоростью.
В донесении U-457 (в 9.08) содержится сообщение о том, что английская подводная лодка в надводном положении пытается торпедировать один из транспортов. лишенный хода.
С другой стороны, «Вики…» в статье про U-457 пишет: «4 июля она (лодка) потопила "Кристофер Ньюпорт" в 35 морских милях (65 км; 40 миль) к востоку от острова Медвежий. Судно из злополучного конвоя PQ 17 уже было поражено воздушной торпедой в Баренцевом море. Торпеда с британской подводной лодки P-614 не смогла потопить корабль; но торпеде с U-457 это удалось» (я привел кривой автоматический перевод статьи с английского).
Перебрал документы люфтов. Воздушную атаку не обнаружил. «Люфты» еще только искали конвой. И с подводной лодкой, тоже не очень получается, ибо в журнале U-457 указано: «fehlshuss» (неудачный выстрел).
Это не из вредности. Так получается по документам. Да, потом, в машинописной копии журнала лодки появляется сообщение о потоплении, но оно не сходится с радиограммой. Которая поступила с борта подводной лодки, о том, что в 9.08 она наблюдает попытки потопления английской подводной лодкой большого транспорта.
"Ньюпорт" был судном типа "Либерти". Все они (суда этого типа) имели упрощенную конструкцию и технологию строительства, одну машину и один винт (тоже упрощенной конфигурации), но их пекли как пирожки, и в годы войны их построили построили более сотни (и после войны они достаточно долго бороздили моря). Водоизмещение 10 тыс. тонн, скорость 11 узлов.
"Вики" во многих случаях ссылается на книгу Lund P., Ludlam H. PQ 17-Convoy to Hell The Survivor's Story. -- London: W Foulsham & Co, 1968. Я бы этого делать не стал, данные в этой книге крайне далеки от реальности. Так, в данном случае дается следующая картинка:
"Время 14.30. Этим торговым судном был несчастный "Кристофер Ньюпорт"". Уже косяк, время не то. Но, дочитываем до конца:
"Матросы, стоявшие у орудий на подаче, запаниковали и, вопя от ужаса, бросились вниз по трапу с ходового мостика к шлюпкам левого борта. Лишь наводчик Хью Райт остался на своем посту. Он открыл огонь по воде чуть впереди торпеды, надеясь взорвать ее. Райт самостоятельно менял обоймы своего 7,62-мм пулемета, пока не расстрелял все. Он стрелял метко и хладнокровно, но при этом проклинал свой никчемный слабый пулемет. Торпеда скрылась из вида под шлюпками правого борта, которые были вывалены за борт. А затем Райт был сброшен взрывом с мостика на шлюпочную палубу двумя уровнями ниже. При падении он сломал лодыжку и потерял сознание. Торпеда попала прямо в центр корпуса "Кристофера Ньюпорта", в то место, где несли вахту кочегары и механики. После взрыва над судном поднялся столб черного дыма. Машины стали, и судно покатилось в сторону, прорезая строй. "Эмпайр Тайд" был вынужден круто отвернуть, чтобы избежать столкновения. Было крайне печально видеть огромный корабль, быстро отстающий от конвоя, искалеченный и беспомощный. Все произошло очень быстро и совершенно неожиданно. Вскоре появился "Замалек", чтобы снять экипаж. В спасении моряков принял участие и "Зафаран", однако наблюдателям "Питера Керра" корабль показался дымящейся руиной, на которой не осталось ни одного человека. Каждая лодка на борту, обращенном к "Питеру Керру", болталась вертикально на одном фале. Капитан "Кристофера Ньюпорта" поднялся на борт "Замалека" так и не оставив своего револьвера. Он утверждал, что не может обходиться без него, имея в качестве команды такой сброд. Но капитан спасательного судна тихонько разоружил вояку. Поврежденный "Ньюпорт" мог попасть в руки противника, поэтому он был торпедирован одной из подводных лодок. Торпеда взорвалась с ужасным грохотом, но даже после этого прошло целых 20 минут, прежде чем судно пошло на дно вместе со своим драгоценным грузом. Остальная часть утра прошла относительно спокойно. 4 самолета висели над горизонтом, и морякам казалось, что они совершенно неподвижны. Однако вскоре к ним привыкли, и это зрелище уже не вызывало никакого интереса".
Красиво, образно, но... недостоверно. Это лишь один пример, в остальном в этой книге, все точно так же. Мемуары Д.Брума намного точнее, причем он опирается на документы (что радует).
Брум пишет: «Это утро снова проявляется у меня в памяти. Яркий солнечный свет, зеркальная гладь моря. Мирная картина, если не считать зловещей пары BV-138. Свежий, прохладный воздух, видимость исключительная. На севере мелькают искрящиеся зеленоватые айсберги, подобные драгоценным камням. Затем мы увидели наши крейсера. На этот раз наши вычисления оказались практически одинаковыми. Адмирал Гамильтон пишет: «В 11.45 я снова изменил курс, чтобы сблизиться с конвоем, и через час немцы снова начали следить за мной. Я полагал, что «Кеппел» изменил курс, чтобы проследовать предписанным маршрутом, однако когда в 13.45 я увидел конвой, он находился в 30 милях южнее, чем я ожидал».
Да, наконец, и свои крейсера, наконец нашли конвой, и у немцев с операцией «Rosselsprung» наступил облом. Указывается, что «…соединение крейсеров и конвоя исключает проведение операции». На время проведение операции отложили (но не отменили). Про пару летающих лодок тоже все точно: это самолеты разведчики с Лофотенских островов.
11.16 Погода сплошная облачность, но видимость 15 миль.
Радиограмма:
Особо срочно. От: CS 1 (крейсерское соединение Гамильтона) Кому: Командующему. Копия: Адмиралтейство.
«Координаты конвоя на 12.00: 75град. 25' N, 24 град. 20' О.
1. Конвой следует на расстоянии 400 миль от Банака. Единственная жертва — «Кристофер Ньюпорт», торпедированный самолетом и затопленный нашими силами.
2. 1-я эскадра крейсеров остается рядом, пока не прояснится ситуация с вражескими кораблями, но в любом случае не долее, чем до 12.00 5 июля.
3. Погода 2872 334, пятна тумана».
Вики пишет: «После полудня конвой подвергся методической бомбардировке с Ju-88. Атаки были немногочисленными, но держали зенитчиков в постоянном напряжении. Незадолго до 17:00 в атаку на конвой попытались выйти гидросамолёты He-115 406-й эскадрильи. Но их попытки приблизиться к конвою на дистанцию сброса торпед успешно пресекались зенитным огнём кораблей охранения».
Откуда это взято? Ссылка дана опять на ту же художественную книгу: Лунд, Ладлэм. «PQ-17 — конвой в ад», а, кроме нее на книги: М. В. Зефиров, Н. Н. Баженов, Д. М. Дёгтев. "Тени над Заполярьем: действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" и книгу Грановский Е. А. "Торпедоносцы против арктических конвоев" (которые в качестве первоисточника используют ту же английскую книгу).
Д.Брум дает совсем иные данные: «После полудня наступило относительное затишье. Хотя можно было свободно трепаться по радио, зарегистрированы только 4 сигнала. Из них первые два (30 и 31) были раскатами грома отдаленной схватки титанов. Третий и четвертый (32 и 33) показывают, что адмирал Гамильтон и я решали свои собственные проблемы. По крайней мере, между нами существовало подобие согласия, хотя бы в отношении печального сообщения о первой потере конвоя. Я также отмечу, что мы оба послушно сообщали о погодных условиях».
Немцы в своих документах почему-то солидарны с Брумом. Они пишут только о воздушной разведке (не более того). Данных об атаках я не нашел.
Еще одна цитата из «Вики...»
«К полудню конвой подобрался к 25-му меридиану восточной долготы — месту, где его должно было покинуть крейсерское соединение. В 12:30 Гамильтон получил от Адмиралтейства разрешение следовать с конвоем дальше на восток и уходить, когда тот сочтёт нужным».
Опять не совсем так. Цитирую радиограммы от командира крейсерского соединения Д.Паунду и в Адмиралтейство:
«На вашу (радиограмму) 15.12: Намерен повернуть на запад в 22.00, завершив заправку эсминцев». Время отправки: 18.09. В ответ пришла радиограмма:
«Вскоре поступит новая информация. Оставайтесь с конвоем, ожидая дальнейших инструкций». Время отправки этой радиограммы 18.58.
Согласитесь, смысл радиограмм несколько другой. Читаем дальше «Вики»:
"В 20:22 GMT+2 началась атака 25 торпедоносцев He-111 26-й эскадрильи. Они заходили в атаку с двух направлений — правых кормового и носового углов, перпендикулярно друг другу. Атака с носовых углов была встречена сильным зенитным огнём заправлявшегося в этот момент с «Олдерсдейла» американского эсминца «Уэйнрайт». Эсминец развернулся и на полном ходу направился в сторону самолётов, ведя огонь из всех орудий. По воспоминаниям очевидцев, «Уэйнрайт» превратился в огнедышащий вулкан, а его эффективный огонь заставил торпедоносцы преждевременно сбросить торпеды и рассеяться. Эсминцем был сбит самолёт лидера этой атаки, лейтенанта Георга Каумейера".
В принципе, эти данные почти сходятся с первоисточниками.
Брум пишет: «К этому времени мы уже начали гадать, а куда же пропали Люфтваффе? Над нами болтался разведчик BV-138, на поверхности видимость была максимальной, но низкая облачность 10/10 позволяла скрыть подход и отход самолетов. Чего им еще было нужно? Выяснилось, что этого достаточно. В 16.41 на горизонте появился Ju-88, который сразу начал передавать сигналы наведения. Через 2 часа на зов откликнулись 6 Не-115, которые также присоединились к хороводу. Рапорт коммодора точно описывает происходившее: «Хейнкели» не пожелали приближаться и сбросили торпеды с большого расстояния, не добившись попаданий». Причина такой скромности оказалась совершенно неожиданной. Американский эсминец «Уэйнрайт», сопровождавший крейсера, в это время заправлялся с танкера. Когда подошли «Хейнкели», он отдал шланги и бросился навстречу немцам. Огневая мощь американского эсминца значительно превосходила нашу. В моем рапорте говорится: «Этот корабль оказал неоценимую поддержку метким огнем из тяжелых зениток. На меня произвела впечатление скорость, с которой он обошел конвой, чтобы встретить самолеты, и я благодарен капитану, поступившему именно так. Вероятно, царившим праздничным настроением можно объяснить то, что немецкая атака была легко отбита. Одна торпеда была замечена вдалеке от конвоя. Еще две бомбы пролетели сквозь тучи и упали впереди транспортов между «Уэйнрайтом» и «Кеппелом». Когда страшное напряжение ослабевает, чувство облегчения заставляет немного нервно и слишком громко смеяться. Во время боя мы разговаривали чуть ли не шепотом, теперь снова началась трескотня. Внезапно в нескольких ярдах от форштевня «Кеппела» вынырнул огромный тюлень, наполовину высунулся из воды и гавкнул на нас пару раз. Ему явно не понравился поднятый нами шум, но чтобы удостовериться, что мы поняли его, он довольно четко послал нас. Сами понимаете, куда".
"Wainwright", это эсминец из состава крейсерского соединения, современный, достаточно мощный, оснащенный пятидюймовками (127-мм). Зенитное вооружение его составляли 10 (десять) зенитных автоматов.
Эсминцы крейсерского соединения имели достаточно приличное зенитное вооружение, и пока неплохо отгоняли немецкую авиацию.