Приветствую вас, уважаемые читатели канала!
В период «холодной войны» разведывательные версии Ту-16 чаще других участвовали в боевых вылетах, связанных с обнаружением боевых тактических групп (БТГ) противника. В ходе таких боевых вылетов «Бэджеры» (классификация Ту-16 в НАТО), часто перехватывались береговыми или корабельными истребителями НАТО над нейтральными водами, но не всегда удачно.
Разработанный для Министерства обороны СССР, который мог бы противостоять угрозе, исходящей от НАТО, бомбардировщик Ту-16, был новаторским проектом. Это был первый советский средний бомбардировщик со стреловидным крылом, построенный на паре турбореактивных двигателей, которые в то время были самыми мощными реактивными двигателями в мире. Впервые поднявшись в воздух в 1952 году, Ту-16 мог выполнять такие функции, как доставка ядерных бомб, ракетный удар, разведка и радиоэлектронное противодействие.
Разведывательные варианты Ту-16 использовались в учениях на суше и на море, а Ту-16Р регулярно использовался для наблюдения за перемещениями и учениями военно-морских сил НАТО в морях и океанах, прилегающих к советским территориальным водам. Эту задачу обычно возлагали на пару Ту-16Р. Для этого было две причины.
Во-первых, два самолета оснащались разными средствами радиотехнической разведки; это должно было обеспечить полный охват всех возможных радиолокационных частот, используемых кораблями НАТО.
Во-вторых, в случае аварии на одном самолете, экипаж другого Ту-16 сможет сообщить на базу координаты места крушения, что повысит шансы на спасение сбитого экипажа.
Как только ТУ-16 в разных модификациях поступил на вооружение ВМФ СССР, наблюдение за передвижением авианосных групп НАТО стало их постоянной задачей. В 60-70-х годах западные авиационные издания пестрели фотографиями советских Ту-16Р, пролетающих над палубами авианосцев ВМС США и Королевского флота.
4 октября 1973 г. советский Ту-16Р, совершал боевой вылет над Норвежским морем в поисках боевой тактической группы (БТГ) ВМС США во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди».
Когда советский самолет-разведчик приблизился на 100 м к БТГ, с авианосца на его перехват стартовал истребитель F-4. Летчик-истребитель выбрал тактику «подождать, пока не увидишь глаза противника» — опасно маневрировал, приближаясь к Ту-16 на расстояние 4–6 м. В конце концов, расположившись под правым крылом «Бэджера», пилот включил дроссели и хотел набрать высоту, пытаясь запугать советский экипаж. Не рассчитав свой манёвр, F-4 ударил Ту-16 килем, повредив тому обшивку крыла. Не сумев нормально приземлиться на авианосец, «Фантому» пришлось совершить вынужденную посадку в Норвегии. Ту-16Р также удалось вернуться в Североморск. За этот боевой вылет советский летчик был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
В начале 1980-х, Ту-16 патрулировавший Атлантический океан, был перехвачен тремя новейшими американскими палубными истребителями McDonnell Douglas F/A-18A Hornet. Пытаясь сбить советский самолет с намеченного курса, истребители выполняли опасные маневры, в том числе лобовые проходы. В конце концов, эта игра в «кошки-мышки» закончилась: два истребителя столкнулись прямо над Ту-16 и взорвались. Один пилот погиб сразу, другому удалось катапультироваться. Наш самолет тоже был поражен летящими обломками и поврежден. К счастью, благодаря мужеству и мастерству экипажа самолету удалось вернуться на базу.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.