Найти тему
Mizhgunit

StarForce: проклятие пиратского гейминга [Забытые технологии]

Оглавление

Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! Раньше все было просто: никаких стимов, никаких сайтов с предзаказами... Рынок - вот где большинство из нас (или наших родителей, как в моем случае) покупали игрушки на потеху своим многочисленным потомкам.

И вроде бы - все классно: берешь 100 рублей, ищешь диск с красивой обложкой, покупаешь и... И оставляешь студию, которая сделала игру, без денег. Где-то в те же времена поперек горла игроделам встали еще и торренты, но о пиратстве поговорим как-нибудь в другой раз.

В таких условиях появление системы защиты было лишь вопросом времени, причем в этот раз отличились наши ребята из Protection Technology, выпустив, внезапно, StarForce.

И... Оно действительно работало

StarForce, она же "защита от копирования" - то, из-за чего на пиратский рынок некоторые проекты не попали в принципе. Действовала программа довольно просто: на диске в определенных секторах были записаны данные, которые определяли подлинность диска.

Как же много воспоминаний исходит от этой картинки...
Как же много воспоминаний исходит от этой картинки...

На коробке был ключ, который в закодированной форме представлял собой адреса этих секторов. То есть игра просила ввести ключ, вы этот ключ вводили, а система защиты в этот момент сверяла "хеш" ключа (коим он сам по себе и являлся) с секторами диска. Если все совпадало - игра запускалась, если нет - запуска, соответственно, не было.

Скопировать содержимое диска на другой диск было (в теории) можно, даже больше скажу - процесс копирования никак не отличался с starForce и без него соответственно, но вот при запуске игры при проверке ключей, в случае с копией диска, они гарантированно не совпадали, поскольку запись данных велась на произвольные сектора.

Ключ - не просто ключ, а указание системе защиты на "особые" сектора в зашифрованном виде
Ключ - не просто ключ, а указание системе защиты на "особые" сектора в зашифрованном виде

StarForce умел распознавать эмуляторы приводов (виртуальные приводы), да и в целом очень глубоко внедрялся в систему, по сути, получая Root-права. Если верить "злым языкам", то он даже каким-то образом мог менять скорость вращения HDD-диска (что невозможно - он вращается с постоянной скоростью), но вот что он точно мог - так это положить систему из-за какой-нибудь несовместимости.

Внедрение в систему - отдельная история

Если очень коротко, то драйвер StarForce получал доступ к системе на уровне ядра. Это справедливо для Windows XP, поскольку Vista его туда не пускала, тем самым "окирпичив" уже существующие диски. Почему это плохо? Ну, вообще вмешательство в ядро системы чревато в 99% случаев, и даже я, играя у своего друга в какие-то лицензионные гонки (какие точно - не помню) постоянно крашил компьютер в синий экран.

"Проблемы совместимости", да-да...)
"Проблемы совместимости", да-да...)

Происходило это только в этой игре, и по "счастливому" стечению обстоятельств, именно эта игра была лицензионной (что я узнал по логотипу старфорса). Было ли это именно ее проделкой, либо просто компьютер был таким - я не знаю, мне было лет 6).

Самое забавное происходило тогда, когда у вас в ПК было сразу два привода. Старфорс мог распознать один из них как виртуальный и начать "защищаться", естественно, помогало только физическое отключение одного привода.

Подмоченная репутация

Когда пользователи узнали, каким именно образом (а главное - за чей счет) осуществляется защита авторского права, то, разумеется, подняли нехилый холевар по поводу. Никому не хотелось, чтобы какая-то система защиты получала полный доступ к системе, в том числе - и к данным, которые, пусть и только в теории, но все-таки могли быть доступны.

Даже такое бывало
Даже такое бывало

В этот момент и возникли байки по поводу "уменьшения ресурса HDD" или "физического повреждения других компонентов компьютера". Не спорю - в теории программа, которая получает доступ к ядру операционной системы, может (чисто в теории) что-то сломать, но на практике даже единичных подтвержденных случаев было где-то в районе нуля.

А вот проблемы с системой он действительно мог вызвать, а новая (на тот момент) Vista, например, могла просто вылетать в синий экран при попытке запустить игру со StarForce. Чаще, конечно, вылезала ошибка игры, поскольку Vista, как оказалось, защищала как себя, так и пользователя от махинаций с ядром системы.

Такое происходило, если попытаться запустить диск со Starforce без драйвера
Такое происходило, если попытаться запустить диск со Starforce без драйвера
Короче говоря, все ЛИЦЕНЗИОННЫЕ диски при переходе на Vista можно было просто взять и выкинуть.

А ведь StarForce жива до сих пор

Когда поднялся скандал, производители игр начали напоказ отказываться от StarForce, но при всех своих минусах, свою задачу она выполняла, и надежно защищала диски от копирования. Говоря проще, найти пиратскую копию игры со StarForce в те годы было просто невозможно.

Если же разработчик от нее отказывался, то под одобрительными возгласами фанатов была прослойка из кучи ссылок на торрент-трекеры.
Вот, пожалуйста, старфорс на выставке в 2013 году
Вот, пожалуйста, старфорс на выставке в 2013 году

А вот сама компания, как ни странно, жива и даже более-менее здорова по сей день, предлагая всякие варианты для защиты от утечек и антипиратское ПО, в основном - не для игр. Нынешние же системы защиты, в худшем случае, способны просто снизить количество кадров в секунду, но вот до уровня StarForce подняться пока никто не смог.

Очень противоречивая технология. Как считаете, она привнесла больше зла или все-таки дала студиям глоток деньжат от лицензионных продаж? Пишите в комментарии!

Подпишись на телеграм (там IT-новости), Ютуб (там иногда выходят прикольные видео), и группу ВК (там пока ничего нет, но это только пока).

А если хочешь помочь мне с развитием канала - буду благодарен за каждый репост! Спасибо!