Давным-давно, когда еще не было развитой промышленности и всемирно известных торговых марок, люди на планете Земля как могли создавали свою собственную одежду: ткали искусные ткани из натуральных волокон - хлопка, льна, шерсти и шелка и окрашивали эти ткани с помощью доступных подручных средств - красок, полученных из растений, минералов, морских животных и даже грязи.
Методы окрашивания тканей с помощью традиционных красок - растительных, животных и минеральных - достаточно известны, а вот об окрашивании хлопчатобумажной ткани с помощью обыкновенной грязи лично мне довелось узнать только в Смитсонианском Национальном Музее Природоведения в городе Вашингтоне, США.
Грязь, казалось бы, есть везде: в России весной-осенью она непролазная в провинции и даже в столицах, да и в других странах этого "добра" хватает. Ничего, кроме раздражения и недовольства, грязь не вызывает. Однако, найти применение такому обильному натуральному продукту догадались в Африке примерно в XII веке.
Сам метод окрашивания тканей грязью зародился на западе Африки - на месте современной страны Мали, где живут несколько племен, практикующих окрашивание тканей грязью с незапамятных времен, и передающих секреты мастерства по наследству своим детям. Одно из племен - элитное Бамана - преуспело в этом деле настолько, что о нем стало известно во всем мире.
На общем для всех малийских племен языке Бамбара, на котором разговаривает и племя Бамана, окрашивание ткани грязью называется бэгэланфини (bògòlanfini). Слово составлено из трех частей: бэгэ - означающее "землю" или "грязь", лан - это союз "с" или "с помощью", а также "фини" - ткань). На английском языке окрашенная грязью ткань называется "мад клоф" (mud cloth) - "грязевая ( хлопчатобумажная) ткань".
Африканские племена изготавливают и окрашивают ткань для бэгэланфини вручную. Женщины прядут хлопок в тонкие нити, мужчины ткут из них полотно, а расписывают готовую ткань - женщины.
Полоски ткани шириной в 15 см мужчины ткут на узких ткацких станках, а затем сшивают эти полоски - кромка к кромке - в полотно размером примерно в 1 метр шириной и 1.5 метра длиной. (Швы обычно заметны на готовых изделиях). Полотна простирывают в воде для усадки и высушивают на солнце.
Традиционное окрашивание ткани грязью - длительный и трудоемкий процесс, который может занимать пару месяцев при изготовлении большого полотна со сложными узорами. Готовую ткань несколько дней вымачивают в настое/отваре из измельченных листьев африканской березы и других деревьев. Замачивание придает ткани желтоватый оттенок, но не прокрашивает полностью (то есть при стирке ткани краска линяет).
Вымоченную ткань полдня высушивают на солнце. Солнечный свет делает поверхность окрашенной ткани более яркой и именно на эту солнечно-желтую сторону наносятся узоры.
Женщины наносят узоры краской, приготовленной из грязи, с помощью деревянных или металлических палочек, перьев, стеблей растений и т.п.
Для приготовления краски грязь в Мали собирают по берегам реки Нигер и ее притоков, а затем ферментируют (заквашивают) с водой и смесью из трав и частей деревьев в течении года в глиняных горшках. При нанесении узоров на подготовленную ткань грязью, происходит химическая реакция между компонентами грязи (грязь в Мали содержит железо) и желтоватой окраской ткани, полученной в результате кипячения/вымачивания в настое листьев африканской березы. Грязь "прилипает" к окрашенной поверхности ткани и придает ей темные тона. Повторное нанесение грязи на ткань придает узорам на ней более насыщенный оттенок: примерно после трех прокрашиваний, с последующими стиркой и сушкой на солнце, узоры на ткани приобретают черный цвет. Для придания ткани терракотовых, коричневых и оранжевых тонов, женщины смешивают грязь с измельченными корнями, листьями и корой африканских деревьев.
Грязь с раскрашенной ткани не отстирывается, но, со временем, после длительного использования, краска все же может вылинять и изменить оттенок. Для отбеливания желтого оттенка в тех местах, где ткань не окрашивают грязью, применяют отвар из измельченного арахиса, каустической соды, оболочек зерен пшена и воды. Узоры из грязевых красок наносят только на одну сторону ткани, другая сторона остается светлокоричневого цвета.
Так как в последнее время интерес к африканским бэгэланфини возрос, особенно в США, то процесс производства и окрашивания тканей сейчас максимально упрощен: холсты ткут на промышленных станках, отрезы вымачивают в настоях другого африканского дерева - Волобан, а затем на них наносят узоры черной краской по лекалам и линейкам, а непрокрашенные части ткани отбеливают мылом или хлоркой. Современный процесс помогает сокращать время обработки холстов в 7-8 раз и ускоряет производство бэгэланфини для удовлетворения возросшего спроса.
Одной из самых признанных художниц по ткани бэгэланфини в США является женщина из африканского малийского племени Бамана - Накунте Диарра (Nakunte Diarra).
Накунте Диарра (1941-2020) прожила жизнь в городе Колокани, Мали, Африка и научилась ремеслу в четырехлетнем возрасте у своей бабушки. Накунте Диарра несколько раз путешествовала в США, показывала свои изделия, снималась в документальных фильмах, проводила классы. Работы африканской художницы по ткани выставлены в нескольких национальных музеях Северной Америки. Мне удалось увидеть работы Накунте Диарра в Смитсонианском музее города Вашингтона и лично на меня расписанные ею ткани произвели впечатление.
Узоры на бэгэланфини всегда имеют какое-либо значение, кроме того, есть мужские и женские узоры. Каждое изделие из ткани бэгэланфини - это не только художественное произведение, но и зашифрованное послание, понять которое могут только посвященные. На фото вверху, на мужской рубашке чередуются узоры шкуры льва/леопарда и серпа, а по подолу идет узор "пояс смелого солдата". Справа на фото - женская шаль-обертка.
В настоящее время в Западной Африке, Европе и Северной Америке мотивы малийских бэгэланфини используют в модной индустрии и промышленности для украшения современных предметов обихода.
На фото внизу - несколько примеров использования мотивов бэгэланфини в оформлении повседневных вещей.
Мотивы африканских тканей были и в оформлении интерьера квартиры, в которой я остановилась во время пребывания в Вашингтоне.
Если подумать, то традиционное производство бэгэланфини не такое уж затратное: все, что нужно, это хлопок, самодельный ткацкий станок, грязь, вода, солнце, определенные деревья, время и желание создавать. Все росписи по ткани делаются сидя на земле, палочками, перьями и стеблями растений. Но результаты такого кропотливого труда невероятны: не только искуссные, прекрасные ткани, но и целая философия африканской культуры защифрованная в узорах: сообщения о статусе владельца, обереги и посвящение переходным моментам жизни (деторождению, вступлению во взрослую жизнь, образованию семьи, работе (охоте) и смерти). Бэгэланфини является культурным наследием и национальным достоянием Мали.