Найти в Дзене
Мисс Фемида

Азиатский регион готов к созданию собственного правозащитного механизма

Очень долгое время данный регион исключался из сферы правозащитной деятельности, не признавалась его самостоятельная роль в качестве регионального механизма защиты прав человека. На сегодняшний день АСЕАН представляет собой межгосударственное объединение, состоящее из 10 государств, сложившиеся в регионе Юго-Восточной Азии в 1967 году. Согласно основным целям деятельности данная организация представляет собой многоуровневую интеграцию в политической, экономической и культурной сферах.

Основным фактором, позволяющим утверждать о готовности региона к созданию самостоятельного регионального правозащитного механизма, стало принятие основополагающего документа в сфере защиты прав человека: Декларации прав человека АСЕАН 2012 года, которая закрепила основной каталог прав человека. Декларация прав АСЕАН закрепляет права ребенка как права особой уязвимой группы и признает их неотъемлемой частью основных прав человека (ст.4). Положительным моментом Декларации является также установление одинакового правового режима для защиты прав как законнорожденных, так и незаконнорожденных детей (ч.3 ст. 30). По мнению ряда российских правоведов и политологов именно данный документ может стать правовой основой деятельности нового суда по правам человека.

30 сентября 2014 года возможность создания Суда по правам человека была упомянута в сеульском коммюнике Всемирной конференции по конституционному правосудию. Так, по мнению Представителя Правительства РФ в Конституционном и Верховном Судах РФ М.Ю. Барщевского азиатские страны создают собственную правовую интеграцию в сфере защиты прав человека, с Россией или без, рано или поздно они создадут собственный Суд по правам человека. Еще в 2015 году с инициативой о создании Евро-Азиатского Суда выступала председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Е.В. Сутормина, направившая С.В. Лаврову официальный запрос.

-2

В тоже время многие правозащитники подвергают вполне справедливой критике Декларацию прав человека АСЕАН как незрелый в правовой плане документ, закрепляющий, скорее правила поведения для правительств, чем каталог прав человека. Так, в Декларации закрепляются принципы, не совместимые с признаком универсальности прав человека: принцип применения прав человека с учетом особенности национальных и региональных условий и принцип ограничения прав человека, исходя из требований морали общества. Кроме того, каталог прав человека Декларации АСЕАН является неполным, в нем отсутствуют такие фундаментальные базовые права как: право на объединение и право не подвергаться насильственным исчезновениям.