Все знают про Открытый чемпионат Франции по теннису, или сокращенно Ролан Гаррос. Но не все знают, что Ролан Гаррос (1888-1918) – летчик, который внес неоценимый вклад в развитие авиации: первым пересек Средиземное море по воздуху и разработал уникальную технологию самолета. Его жизнь была похожа на приключенческий фильм, правда, хэппи энда не случилось. Сумев бежать из немецкого плена, он погиб в бою, не дожив всего день до своего тридцатилетия.
«Посетители чемпионата часто думают, что он был великим чемпионом прошлого или даже теннисным чиновником, - говорит Микаэль Гиттард, куратор музея Открытого чемпионата Франции по теннису. - Когда они узнают его историю, обычно очень удивляются».
Судьбоносное авиашоу
Родился Ролан в 1988 году на острове Реюньон в Индийском океане, однако в 12 лет переехал в Канны – лечиться от пневмонии. Там-то, на юге Франции, Ролан впервые серьезно увлекся спортом: футболом, регби и ездой на велосипеде. До увлечения самолетами еще было долго.
Жизнь шла своим чередом, Ролан поступил в юридический университет и прилежно учился, пока однажды не побывал на грандиозном восьмидневном авиашоу Grande Semaine d'Aviation de la Champagne. Тогда он сразу понял, что его судьба – это авиация. Ролану шел 21-ый год.
Решено – сделано! Он бросил юридический университет, начал брать первые уроки пилотирования и научился управлять монопланом Demoiselle («стрекоза»).
Карьера в авиации развивалась стремительно. Ролан организовал воздушный цирк и отправился с ним на целый год в турне по Мексике и США. А вернувшись во Францию, стал участвовать в соревнованиях, очень даже успешно: во время одной из гонок между Парижем-Лондоном-Парижем он финишировал вторым.
Год спустя, одержимый идеей установить мировой рекорд, Гаррос поднялся на самолете на высоту почти 4 000 метров.
Через Средиземное море
В 1913 году к Гарросу пришла поистине мировая слава: он долетел на моноплане из Франции в Тунис. Полет длился восемь часов, Ролан стал первым человеком, перелетевшим Средиземное море.
Прошло все достаточно гладко, если бы не одно но... Гаррос так рассказывал об этом полете:
«В воздухе над открытым морем я вдруг обнаружил, что горючего осталось всего 20 литров. Этого бы хватило максимум на час. И тут, внизу, я увидел три маленькие черные точки (прим. ред. - корабли). Страхи разом исчезли! Я был больше не одинок… Снижаюсь… Меня замечают. Все три судна разворачиваются и следуют за мной».
Моряки развернулись, чтобы иметь возможность оказать помощь летчику. Когда Гаррос приземлился в Тунисе, в баке оставалось все пять литров бензина.
Пилот-изобретатель
После начала Первой мировой войны Ролан Гаррос записался добровольцем во французскую армию и был командирован в 26-ю эскадрилью в качестве пилота-разведчика.
Поначалу бой с противником не задавался. Проблема заключалась в том, что единственным оружием, которым располагали пилоты в то время, были ручные винтовки, и метко стрелять во время полета было непросто.
Чтобы решить проблему, Гаррос обратился к французскому производителю самолетов Aéroplanes Morane-Saulnier, и совместно с механиком разработал специальные защитные клинья для фиксации пулемета на пропеллере.
И вновь Гаррос, уже во второй раз в своей жизни, вошел в историю мировой авиации - как первый человек, сбивший самолет с помощью уникальной технологии - зафиксированного на пропеллере пулемета.
Три года в плену
В 1915 году самолет Гарроса был подбит и приземлился на территории, контролируемой немцами. Авиатор было попытался сжечь воздушное судно, но не успел. Немцы, в свою очередь, изучили конструктивные особенности пулемета и уже через несколько месяцев выпустили в небо подобное воздушное судно. Расклад сил в воздухе изменился.
Гаррос же оказался в немецком лагере для военнопленных. Планировать побег он начал с самого начала, но осуществить задуманное ему удалось лишь спустя три года.
Для начала он отправил закодированные сообщения во Францию и организовал доставку двух теннисных ракеток с полыми ручками - туда помещалась карта Германии и фетровая шляпа, с помощью которой он надеялся незаметно скрыться из лагеря. Эта попытка так и не была реализована.
Реальный шанс на побег появился со знакомством в лагере с Ансельмом Маршалом, тоже пилотом.
Маршал прекрасно говорил по-немецки, и в феврале 1918 года они вдвоем смогли обмануть охрану: надев втайне сшитую офицерскую форму, прошли через кордон.
«Это было похоже на приключенческий фильм, - говорит Гиттард, описывая их побег из Германии. - Они переночевали на кладбище, провели день в кинотеатре, смешались с толпой и, наконец, после многочисленных попыток добрались через Нидерланды до Лондона и, наконец, вернулись в Париж, где их встретили как героев».
Гарроса лично приветствовал французский лидер Жорж Клемансо, который предложил ему техническую работу по управлению ВВС Франции. Однако герой после трех лет, проведенных в плену, отчаянно хотел вернуться в воздух. И он вновь присоединился к своей старой эскадрилье.
5 октября 1918 года, накануне своего 30-летия, Гаррос вместе с пятью другими французскими самолетами принял участие в последнем полете над Арденнами. Четверо из них отправились преследовать немецкий самолет, когда внезапно появилась эскадрилья из шести самолетов Фоккер. Гаррос вступил в свой последний бой.
В течение нескольких дней французские газеты лелеяли надежду, что их герой выжил, но тело и обломки самолета в конце концов были найдены недалеко от деревни Вуз, где и был похоронен пионер авиации Ролан Гаррос.
Дань уважения
Имя Гарроса навсегда стало ассоциироваться с теннисом благодаря его старому товарищу по команде регби. Эмиль Лесьер, с которым Гаррос играл, позже стал президентом клуба и предложил построить в честь друга теннисный стадион, на котором в 1928 году должен был состояться финал Кубка Дэвиса.
«Поначалу люди думали, что турнир затмит самого Ролана Гарроса, - говорит Гиттард. - Но сегодня никто не помнит других пилотов-асов, с которыми сталкивался Гаррос, в то время как мы все еще говорим о «Ролан Гаррос», и всегда есть люди, желающие выяснить, откуда взялось это название».