Найти в Дзене

Лицедейство

Оглавление

Наверняка, многие из вас помнят знаменитую фразу о том, что «артистов, проституток и кучеров трогать не надо – они будут служить любой власти». Эти слова приписывают Александру Керенскому. Казалось бы, он просто удачно пошутил, но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки. В Манифесте мы раскрыли сущность некоторых профессий. Добавим к этому перечню еще несколько:

· Хлебороб – издревле так называли людей, которые пахали, сеяли и собирали урожай. Представитель этой профессии получает удовлетворение от собранного богатого урожая и возможности удовлетворить потребность общества в хлебе.

· Инженер – это человек, которому нравится изучать и анализировать технологические процессы, проектировать и конструировать различные устройства, механизмы и сооружения, оптимизировать технологические процессы, внедрять новые разработки. Такой человек получает удовольствие от сконструированного и запущенного «на поток» агрегата, который, к примеру, значительно увеличивает эффективность работы предприятия.

· Актер – это индивидуум, который получает удовольствие от игры. Чем лучше он внедряется в роль и реалистично играет ее на сцене, тем выше ценится его профессионализм. Актерское мастерство оттачивается в течение многих лет, путем ежедневного тяжелого труда, преодоления постоянного стресса, в условиях высокой конкуренции. Для достижения успеха нужно работать над собой, развивая таланты и способности.

Серьезных трудов требует от актера решение задачи вжиться в образ, примерить на себе разные варианты поведения, воздействующие на зрителей, чтобы они получили те или иные эмоции на театральном представлении или киносеансе. Благодаря игре зритель начинает размышлять об увиденных и услышанных вещах, событиях, интерпретирует их.

Фактически, по своей сути, актер – это человек, которому перевоплощения должны быть в удовольствие. Чем они глубже и разнообразнее, тем выше уровень мастерства.

Каждому актеру необходимо овладеть двумя вариантами перевоплощения. Именно на них зиждется его профессионализм:

· Внешнее перевоплощение включает не только образ, создаваемый посредством грима и тематического костюма. Чтобы передать сущность персонажа, актеру нужно изменить речь, свое поведение, привычки. И все это должно выглядеть реалистично на сцене, съемочной площадке.

· Внутреннее перевоплощение подразумевает «примерку» характера, его мыслей – на себе. Очень часто, чтобы вжиться в роль, некоторые актеры буквально стараются влиться в ту среду, которая показывается в представлении. Таким образом достигается максимально точное воспроизводство поведения и характера персонажа.

Очевидно, что актер в жизни не тождественен своему герою в фильме. Как правило, это совершенно два разных человека. Чем больше таланта у актера, тем разнообразнее его роли в кино и на сцене. Он должен быть весьма убедительным, чтобы зритель поверил в истинность происходящего действия. А для этого нужно буквально «вживаться» в роль, что достигается посредством «убийства» своего Эго. Иначе получится по Станиславскому: «Не верю!».

Актерство – это серьезный и кропотливый труд. Спора нет. Но меня настораживают две вещи. В первую очередь – это чрезмерность развлекательных шоу по сравнению с познавательными, где в большинстве своем ведущие роли отдаются артистам. Во вторую очередь – попытка представителей данной профессии занять руководящие должности в органах власти, стать политиками. Как оказалось, последнее чревато определенными последствиями.

Лицедейство и религия

Неоспорим тот факт, что артистов до революции не хоронили на общих кладбищах. Тому есть определенная причина. Было также интересно услышать мнение священнослужителей о представителях этой профессии.

В старину невозможно было получить благословение церкви, чтобы похоронить даже крещенных по православию актеров в пределах обычного кладбища. Объяснение зиждилось на том, что такие люди – лицедеи. Они живут на сцене жизнью другого человека, примеряют его образ и при всех изображают, а порой даже прославляют. Хотя Всевышним каждому дарована одна жизнь. Отсюда следует, что актер фактически подыгрывает антихристу. Вот почему место ему после смерти было за кладбищенской оградой. Быть актером считалось неприличным и постыдным.

Действительно, даже просто играя определенную роль, человек неосознанно наделяет и себя подобными качествами. Он живет под софитами чужой жизнью, копирует ее, разделяет с персонажем свою судьбу. Значит, актер рискует добавить себе энергии (кармы, благодати) того, кого он играет. Человек по образу и подобию Божьему обязан стать творцом, а не заниматься плагиатством. Эзотерики полагают, что эгрегор персонажа после его создания начинает существовать самостоятельной жизнью на Тонких Планах. Потому важен выбор роли для ответственности актера

Кроме того, если роль сыграна очень ярко, да еще и харизматичной личностью, то персонаж (даже отрицательный) может стать образцом для подражания. Это приводит к искажению эталонов поведения и невольно вредит душам зрителей. Взять, к примеру, человека-паука, мстителей, других персонажей. К большому сожалению, подрастающее поколение стремится быть похожим на героев блокбастеров. Некоторые наивно полагают, что, приобретая магический шлем, меч, другие атрибуты любимых персонажей, возможно, станут обладать качествами, присущими любимым персонажам. В то же время, как говорят психологи, дети не развивают своих индивидуальных качеств, а стремятся стать лишь близкой копией своего героя.

Под эту тему была создана целая индустрия по производству всевозможных аксессуаров и атрибутов киногероев и мультперсонажей. Обилие фильмов и мультфильмов погружает ребенка в виртуальный, то есть несуществующий мир, где он находится долгое время и порой даже находит себе вымышленных друзей. Очевидно, что из-за этого в реальной жизни дети отказываются от непосредственного общения со сверстниками и родными либо сводят его к минимуму. Ребенок не стремится получать опыт и навыки в реальной жизни, довольствуясь своими достижениями в виртуальном мире.

От этого замедляется развитие человека со всеми вытекающими впоследствии проблемами. Содержание «произведений» тоже вызывает вопросы. Как правило, все блокбастеры динамичны, с быстрой сменой картинки. Они не позволяют ребенку проследить сюжетную линию, что в дальнейшем может привести к клиповому мышлению.

Лицедейство на сцене, достаточно часто перерастает в лицемерие в повседневной жизни. Лицемерие — это что ни на есть как разновидность обмана, лжи. Это сознательное притворство в словах и поступках, продиктованное исключительно корыстными интересами. Проявляется несоответствием поведения и действий истинным мыслям, целям, интересам, мотивам. В то же время — это необходимый инструмент для «успешной» социализации, поддержания "хороших" отношений с окружающими. К сожалению, это стало абсолютной нормой в современном обществе.

Практически все богословы говорят о греховности актерства. Она заключается в любоначалии, когда актер начинает воображать себя властителем дум, мыслей и самого человека.

В поиске истины рассмотрим эту профессию в расширенном контексте, так сказать, приоткроем занавес.

С какими проблемами сталкивается актер в личной жизни?

Если человек постоянно перевоплощается в театре или на съемочной площадке, то есть риск потери ощущения реальности. Не случайно профессия актера относится к самым опасным с точки зрения влияния на психоэмоциональный фон. Ситуация усугубляется тем, что человеку часто отказывают в той или иной роли, о его работе отзываются негативно, в том числе в социальных сетях. Это крайне негативно сказывается на психическом состоянии.

На сцене Человек теряет свой стержень, свое «Я». Сегодня он играет врача, завтра – бандита, а послезавтра – влюбленного Ромео… Словно хамелеон. В этом нет ничего хорошего. Встречаются даже ситуации, когда человек играет роль в театре, а затем переносит игру в настоящую жизнь, забывая о своей сущности и своем предназначении.

Очевидно, что из-за постоянной смены образа и повышенного внимания к своей персоне у актера возникают проблемы психологического характера. Он становится заложником своей профессии.

Как следствие, у человека проявляются проблемы психологического характера. Рассмотрим две из них: гистирионное расстройство личности и сложности с самоиндификацией (диффузная самоидентичность).

Гистирионное расстройство

Истероидное расстройство личности называют еще гистирионным (лат. histrio, или «актер»). Это расстройство личности, которой характерны самодраматизация, театральность, эгоцентризм, преувеличенное выражение эмоций.

Итак, в чем проявляется проблема?

· Человек стремится быть в центре внимания. А если это не удается, то ему становится некомфортно. Обратите внимание, нарциссу важно быть лучшим, а истероиду – заметным. Пусть им восхищаются, удивляются ему или даже ненавидят его – главное, что о нем думают и говорят. Все это мы наблюдаем в различных ток-шоу, которыми «кормит» нас телевидение. Забвение – самый страшный сон актера. Он пойдет на многое, если не на все, чтобы только оставаться «в обойме».

· При взаимодействии с окружающими его людьми актер может стать излишне обольстительным или провоцировать на что-либо своим поведением. Выражаясь проще, любая коммуникация для такого человека становится возможностью покорить своей харизмой, зацепить внимание или раздразнить, только бы собеседник проявил по отношению к нему какие-либо эмоции.

· Чтоб привлечь внимание к своей персоне, истероид успешно использует свою внешность. Ему это нравится, и все хорошо получается. Красивый актер будет оттачивать и подчеркивать имеющиеся достоинства. Если «лицом не вышел», то придумает для себя какой-нибудь эксцентричный образ.

· Драматичность, демонстрация преувеличенных эмоций – еще одна характерная черта. Любовь – пока смерть не разлучит, даже легкое недомогание – в постели с высокой температурой. Здесь нет полутонов и внутренних тормозов. Все эмоции на максимально высокой ноте, я бы сказал даже, что на надрыве.

· Как бы парадоксально это ни звучало, при этом эмоции истероида не глубоки. Действительно, он будет казаться живым, трепетным, чувственным. Но это – результат художественного преувеличения.

Безусловно, без истероидов окружающий мир был бы не таким ярким. Они – источник и поставщик свежих эмоций, незабываемых впечатлений. В то же время человек с выраженным гистирионным расстройством редко может систематически и целенаправленно трудиться. У него часто меняются цели и желания, он неусидчивый, обладает неглубокими знаниями, хотя порой способен пустить пыль в глаза, цитируя поэтов, ученых. Но копните глубже и увидите, что истероид знает тему только поверхностно. Идеальный образ жизни для них – «без напряга», вращение в обществе, получение удовольствия, ведение знакомства с известными и авторитетными людьми, так называемой «богемой». Анекдотичность ситуации заключается в том, что у парижан настоящая богема прочно ассоциируется с людьми без жилья и постоянной работы. Для нее характерны отсутствие четко заведенного порядка, хаос и бардак, постоянные пьяные гости. На самом деле слово «богемиан» обозначает «цыганский» образ жизни. На русском языке есть идеальное слово, обозначающее «богему». Это – «цыганщина».

Тип истероида резюмирую классикой:

«Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты:

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено».

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин

Диффузная самоидентичность

Давайте дадим определение этому термину. Идентификация – это уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо.

Идентичность и есть ядро характера: «В какой бы ситуации не оказался, как бы не менялся с течением времени, человек остается самим собой». Это качество обозначает понимание и принятие себя, собственной целостности практически на подсознательном уровне. Утрируя, можно сказать о понимании того, что «Я – это я».

Диффузная же идентичность – понятие плавающее. Представьте, что ваша личность, словно лоскутное одеяло, как будто бы состоит из разных кусочков, не связанных или мало связанных между собой. В этом случае наблюдается весьма противоречивое поведение человека и такие же разговоры о себе. Если при встрече вы можете услышать, какой ваш собеседник пессимист и находится в депрессивном состоянии, то в конце он скажет, что он чуть ли не супергерой: такой он активный и целеустремленный, все у него получается. Попробуйте напомнить такому человеку его слова, сказанные буквально полчаса назад, и он упрекнет вас в неправильной трактовке мыслей. Такая ситуация возникает из-за того, что личность будто собрана из пазлов. Сегодня она находится на одной ячейке, завтра – на другой. В результате отличается описание человека о себе.

Таким образом, диффузная идентичность представляет собой отсутствие стабильности при взгляде в глубину своей души. При таком состоянии нет целостного понимания себя. Человеку сложно воспринимать окружающих и события вокруг цельно, со всеми их положительными и отрицательными чертами, приятными и не очень моментами. В последующем возникают проблемы с объективной оценкой реальности.

Человеку сложно ответить на простейший вопрос: «Кто Я и какой Я». Так, он будет сомневаться в самом себе, выборе профессии и даже своей сексуальной ориентации. Человек путается в своих желаниях, не способен ставить цели, сохранять отношения. Он не понимает не только себя, но и людей со своего окружения.

Понятие диффузная обозначает неустановившееся, расплывчатое осознание. Человек ищет себя и свой путь, пытается сравнивать себя с окружающими или созданными им кумирами, пытается приписать себе чужие качества. Для полноты жизни ему нужны идеалы и антагонисты. Именно на них он равняется, с ними идентифицирует себя. Человек, которому характерна диффузная идентичность, строит свою судьбу с оглядкой на внешнюю оценку. Очевидна его постоянная потребность в «похвале».

Диффузная идентичность часто характерна для людей, у которых наблюдается та или иная степень пограничного расстройства личности. Ей свойственны раскачивание на качелях, когда в зависимости от внешних обстоятельств и реакции окружающих человек чувствует себя то гением, то полным ничтожеством. У него нет устойчивой опоры на себя. А это основной признак не повзрослевшей психики.

В основе проблемы диффузной идентичности лежит невозможность человека воспринимать себя как цельную личность. Он переживает либо плохое, либо хорошее. И нет экватора между двумя полюсами.

Носителя диффузной идентичности можно определить по характерным чертам. Это резкие перепады настроения, в один момент человек ощущает эмоциональный подъем, а потом смотришь – у него наблюдается ярко выраженный спад. При диффузной идентичности личность не может объективно оценивать себя, свои действия, брать на себя ответственность за других, выполнять какие-либо обязательства. У него могут быть частые смены предпочтений. Решения порой принимаются импульсивно, часто меняются прямо на ходу. Человеку свойственны вечное беспокойство и неуверенность в себе.

Представьте себе подростка, у которого размыто чувство времени. В результате ему сложно ставить жизненные ориентиры, наметить путь к достижению целей. Человек слишком много фантазирует, уходит в иллюзионный мир, необъективно оценивает реальность. Вместо того, чтобы планировать жизнь и следовать намеченному, носитель диффузной идентичности занимается маниловщиной, мечтает и фантазирует.

У актеров с диффузной идентичностью появляется желание играть положительные роли, цельных «персонажей». Именно перевоплощение в героев на сцене, в кино позволяет им заполнить чашу идентичности. А для этого артисты вынуждены быть хамелеонами, приспосабливаться к людям, менять окраску в зависимости от ситуации и представать перед людьми в виде того или иного сыгранного ими героя. Таким образом они вводят своих близких, родных, знакомых в заблуждение.

Чем чревата для окружения диффузная идентичность?

Достаточно часто для компенсации своей нестабильности взрослая личность находится в поиске «недоброжелателей». Это позволяет человеку с диффузной идентичностью «собраться», сфокусировав свой центр внимания на внешний раздражитель. Явственно проявляется скрытая мотивация постоянно находиться в состоянии войны. Причем для достижения максимального эффекта человек производит свои действия («уничтожение» своего недруга) нарочито «ярко», в большей степени работая на публику и делая это так «правдиво» и «органично», что комар носа не подточит.

Наверняка вы видели таких политических деятелей. Этот процесс (желание воевать) для них перманентный, без какого-либо конкретного целеполагания: «покой им только снится». Задача подобного действия – «собраться», так как в ином случае диффузная личность «разваливается», потому что у нее нет целостности.

Резюмирую. Человеку с диффузной идентичностью необходимо постоянно находиться в состоянии «войны». Только в этом случае он приобретает подобие целостности. Отсюда следует вывод, что такая личность – идеальный вариант для кукловодов, которые планируют развязать конфронтацию между теми или иными группами, народами, странами. В состоянии войны индивидуум будет чувствовать себя в своей тарелке. А в силу своих артистических данных он, возможно, даже «сойдет» для своего электората за «великого полководца», который борется со злом, коим он, естественно, не является.

Артисты на политической арене

Для более глубокого понимания этого вопроса считаю достаточно удачным проведение аналогии с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

С самого начала промышленной революции бизнес, органично развиваясь (переходя от феодального строя, где господствовало земледелие, к капиталистическому строю, когда стало развиваться промышленное производство), соблюдал законы. Скажем так, его запросы были умеренными. Но, что называется, аппетит приходит во время еды. Это также обусловлено самой сутью капитализма: потребности в постоянном росте и получении прибыли со всего, что не противоречит закону. Нормативно-правовая база, в свою очередь, регулярно корректируется под бизнес.

Мы все помним слова старухи, которые она молвила, когда узнала, что старик отпустил золотую рыбку:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Однако удовлетворения запрошенной самой же собой потребности ей оказалось недостаточно. Оказалось, это было только начало. И дальше уже происходило следующее:

Вот пошел он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Далее в погоне за прибылью, через «нужных» людей во власти стала происходить «незначительная» коррекция закона в пользу бизнеса. Это своего рода оптимизации. А в сказке она «звучит» так:

Пошел старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Но капиталистам и этого стало мало. Они смекнули: «Зачем платить лоббистам, как посредникам, если у «руля» можно поставить своего человека, полностью управляемую марионетку?

Получается, у бизнеса снова возник запрос:

Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».

Народ роптал, однако, что называется, поддался напору капиталистов:

Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»

Под стать этой ситуации, словно «рояль в кустах», подоспело еще одно противоречие капитализма: примитивизация общества, когда оно стало узкоспециализированным. Индивиды стали бедными на навыки и познания: зачем напрягаться, если имеющихся знаний и умений достаточно, чтобы получать какую-то зарплату. Вслед за массовой примитивизацией последовали замедление и даже торможение общественного прогресса. Упрощение мы видим в культуре, образовании, науке.

Для капитализма «сошлись все звезды». Общество упрощается. Становится возможным навязать ему всякую ерунду. И здесь в качестве «пробы пера» на политической арене появляются «крикуны». Они складно и громко «говорят» на публике без каких-либо конкретных предложений, лишь занимая те места, на которых наличие компетентных управленцев является острой необходимостью. Создается «мутная вода»: политическая и общественная деятельность превращается в шоу, своего рода фарс. Далее на сцене появляются «настоящие лидеры»: актеры и статисты, выполняющие «чьи-то» четкие указания. Они говорят логично, затрагивая действительно злободневные темы, закидывают обещаниями. Причем делают это очень «правдиво», манипулируют людьми достаточно умело, но «воз и ныне там».

Примечательно, что регрессия также наблюдается среди лицедеев. Своим засильем они размывают наш культурный слой, наше культурное наследие. При этом без интеллектуального отпора, цензуры «падение» лицедеев продолжается, они попросту деградируют. В народе это называют так: «Мы думали, что находимся на дне, однако снизу постучали».

Этапы интеграции актеров

Будет познавательно подробнее рассмотреть, как это происходило, каким образом артисты интегрировались в политическую и общественную жизнь. Проанализируем два основных этапа.

Первый этап – популяризация актерской профессии. Обилие всевозможных шоу с участием «звезд» приручили «зрителя» к обязательности наличия артистов, как атрибутов, во всех жанрах и сюжетах. Никого уже не смущает, что это просто актер, и в жизни он абсолютно не тождественен персонажам, которых сыграл.

В шоу артисты рассказывают о своих ролях, как им сложно вжиться в образ, о личной жизни и семейных неурядицах: как своих, так и чужих. Чем передача скандальнее, чем больше грязного белья в ней выставляется на всеобщее обозрение, тем активнее, к сожалению, зритель вовлечен в действие на сцене. При этом и артисты, и зрители перестают видеть «бревно в собственном глазу». Более того, создаются различные фан-клубы героев ток-шоу, в обиход входят такие слова и выражения, как поп-идол, секс-кумир, рок-звезда, примадонна и т.д.

Хотелось бы напомнить, что одна из заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира». Но очень часто многие высказываются о том, насколько они без ума от того или иного исполнителя/актера, стиля одежды. Приведенная заповедь предупреждает о потере разума вследствие приоритета для человека материального, обыденного. Молодежь следует за кумиром и теряет связь с реальностью. Это приводит к необдуманным поступкам с печальными последствиями.

Подрастающее поколение копирует манеры, стиль, внешность, поведение своего кумира. Так теряется индивидуальность. Замечали ли вы, что некоторые готовы слепо вторить своим идеалам? Они не остановятся и не будут критически оценивать поступки, слова своего гуру. Поэтому не удивительно, что «идолы» на сцене в мгновение ока стали ЛОМами, к нравственности которых, как правило, есть вопросы. При этом не важно, кто является кумиром: номинант на Оскара, модель с обложки, олимпийский чемпион или рэпер с сомнительным по содержанию речитативом.

Обилие бесконечных комедийных шоу, где табуированная лексика, как правило, идет ноздря в ноздрю со скудоумием, стало обычным делом на ТВ. Количество артистов всевозможных стендап-шоу растет в геометрической прогрессии. На сцене происходят неформальное соревнование: чей юмор уничижительнее, чернее.

Капитализм при этом убивает сразу двух зайцев: народ залипает к экранам с бесконечными шоу в поиске дозы «примитивного» дофамина и привыкает к мысли, что актеры – прекрасные люди. Именно они дарят зрителям «радость, счастье», значит, возможно, они могут стать хорошими лидерами, управленцами.

Очевиден перекос соотношения программ с участием актеров и представителей других профессий: врачей, писателей, ученых и прочих созидающих специальностей. Все – в пользу первых. Поверьте, врачу, инженеру, строителю тоже есть, о чем поведать.

Хотелось бы напомнить, что образовательная была главной функцией телевидения СССР. Перечень программ, скажем честно, был скуден. Однако образовательных среди них было однозначно больше, чем развлекательных. Мои сверстники помнят заставку популярной программы «Очевидное – Невероятное» с бессменным ведущим Сергеем Капицей, одним из выдающихся советских физиков, доктором физико-математических наук, профессором. Передача начиналось строками из стихотворения А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель.

Охват аудитории был широким. В программе «Очевидное – невероятное» рассказывалось о самых последних научных открытиях и изобретениях. Когда началась перестройка, возникли проблемы с финансированием передачи. Интересно, что сам Капица спустя годы в одном из интервью признался, что руководство Первого канала начало требовать от него дискредитировать разработки советских инженеров и ученых, внедряя в массы псевдо открытия. Это обнажает умысел подобных руководителей отуплять наших граждан. В последующем программа кочевала из одного канала в другой вплоть до смерти ее ведущего Сергея Капицы.

На втором этапе любую, даже образовательную программу народ, будучи избалованным всевозможным шоу, готов воспринимать только с элементами шоу. В ином случае «зрителю» не интересно, он даже называет передачу «пресной». Именно это мы наблюдаем сегодня.

Происходит подмена понятий, и «яркая» упаковка становится намного важнее содержимого. Политические же программы с элементами шоу вообще теряют весь свой смыл, превращаясь в банальный фарс. А ведь изначально они были созданы с целью коллегиального, вместе со зрителями, обсуждения злободневных тем в попытке найти решение той или иной проблемы.

В результате в большинстве из программ переливают из пустого в порожнее. Дабы держать зрителя в «тонусе», приглашаются настоящие фрики. В результате телевизионная программа превращается в обычное перемывание косточек друг у друга, а потасовка на сцене не является чем-либо из ряда вон выходящим, воспринимается как норма. Реальные граждане, которые действительно понимают в политике, могут и хотят что-то сделать для народа, остаются далеко за кадром. Сегодня, к сожалению, не день тех, кто готов созидать для своего государства, а не заниматься имитацией политической деятельности.

И вот артисты заходят уже на вершину политической арены. Теперь представьте, к чему могут привести непомерная потребность к вниманию и чрезмерная жажда восхваления своей персоны (гистирионное растройство). И это – в сочетании с отсутствием понимания «Кто я?» в силу фрагментарного, а не целостного, восприятия себя (диффузная самоидентичность). В контексте даже двух рассмотренных психологических недугов, увы, это является настоящей трагедией для народа. Очевидно, что также в данном случае возникает и вопрос наличия компетенций, а их просто нет.

Артист привык играть. «Вся жизнь – театр, и люди в ней – актеры». Большинство воспринимает высказывание в качестве красивого афоризма. Но для таких личностей эти слова являются прямым руководством к действию.

И они продолжают обыгрывать тот образ, в который люди поверили. Игра – это хлеб актера. Он становится отлично подготовленной марионеткой: умеет держаться на публике и, что самое главное, получает от сцены удовольствие. Возможно, артист искренне верит в своего героя, однако суть не меняется. Естественно, что действует он не самостоятельно. Более того, для актера смерти подобен отказ от роли «всей своей жизни», к тому же высокооплачиваемой.

Попробуйте посмотреть на эту ситуацию его глазами: денег платят много, на пробы ходить не надо, твои продюсеры – бизнес-элита. Ты постоянно общаешься с самыми высокими особами, публика тебе рукоплещет.

Будьте уверены, актер будет держаться за роль всеми руками и ногами, невзирая ни на какие издержки. Согласитесь, даже обычный человек быстро привыкает к хорошему и потом готов на многое, лишь бы не потерять приятные ощущения, которые испытывал долгое время.

Можно сказать, что актер – подневольный человек. И результат его работы зависит от слаженной большой команды. Он – лишь маленькая часть пазла под названием «кино», «спектакль» и т.п. Над производством фильма/программы должна работать целая команда, состоящая из продюсера, сценариста, режиссера, его помощника, художника-постановщика, скрипт-супервайзера, гримера, оператора и многих других. Очевидно, что актер, попавший на политическое поприще, не стремится к свободе действия. Ведь он отлично понимает, что при исключении всего аппарата, работающего на его имидж, пишущего речи, разрабатывающего программы, народ быстро поймет степень некомпетентности артиста.

И тут возникает еще одна проблема. Мы должны понимать, что испокон веков действует непреложное правило: «Раб мечтает не о своей свободе, а о своих рабах» (Марк Туллий Цицерон).

И актер, который зашел на Олимп власти, продолжает окружать себя подобными себе марионетками. Отсутствие компетенции управляющего аппаратом начинает проявляться все явственнее, как и степень зависимости от «продюсеров». Интересным маркером засилья актеров на политической арене является регулярная раздача наград и регалий в качестве поощрения за «хорошую игру». Это своего рода компенсация себе любимому за отсутствие реальных результатов.

Люди все еще искренне верят в тот образ, который был изначально предложен. Хороший артист играет настолько безупречно, что даже искушенный зритель не сможет заподозрить подвох.

Для понимания того, что будет происходить после того, как у руля поставят лицедеев, хотелось бы «напомнить» концовку сказки:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

1833 г.

Как говорится, сказка ложь, да в ней намек, и он очевиден. Ранее подчеркивалось, что капитализм построен по принципу роста и оптимизации, причем оптимизации практически всего. Это означает, что все должно быть построено так, чтобы приносить выгоду, прибыль. Перефразируя слова известной песни, можно выразиться следующим образом: есть у оптимизации начало, нет у оптимизации конца. При капиталистической форме отношений, человек/группа людей не может остановиться, ступив однажды на тропу оптимизации. Не спорю, очень удобно, когда все процессы выстроены так, что ты «моделируешь» исход последующих событий, как бы предопределяя их.

Однако важно также понимать, что у всего есть оборотная сторона медали. Оптимизация фактически есть ни что иное, как страх перед неизвестным, что что-то пойдет не так, как хотелось бы. Это своего рода упрощение, попытка «застолбить» удобное, понятное состояние или парадигму изменений, где все ясно и предсказуемо.

Очевидно, что в долгосрочной перспективе, подобная эволюция – со знаком минус. И вот почему. В контексте глобальной оптимизации некоторые группы «людей» зашли очень далеко. Контроля происходящих процессов для них оказалось мало, и они пытаются режиссировать будущие сценарии, причем на десятки лет вперед. Нам навязывают паттерны, модели поведения, подготавливают к тому, что будет выгодно именно им, капиталистам. При этом подобные люди возомнили себя первыми после Бога, невзирая на всяческие предполагаемые издержки. А это – депопуляция, девальвация личности, прочие слова приставкой «де».

Очевидно, что актеры – идеальный инструмент для навязывания моделей поведения, только вот раньше это не выходило за рамки продукции киноиндустрии, теперь уже происходит непосредственное вхождение лицедеев в органы власти. И они начинают «успешно» менять нашу жизнь.

Вспомните, что порой даже незначительные события в жизни каждого «круто» меняли её траекторию. Это называется волей провидения. Изначально нам сложно постичь ее логически. Лишь только позже, оглядываясь назад, мы осознаем смысл и всю глубину промысла: для чего были те или иные события, взлеты и падения, встречи с определенными людьми либо получены знания и опыт. Что-то из обозначенного на первый взгляд кажется незначительным и даже совсем ненужным.

"Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения." А. С. Пушкин.

Есть интересная русская пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Она говорит нам о том, что порой некоторое негативное событие запускает череду счастливых, позитивных моментов. Пытаясь же все оптимизировать, дистанцироваться от насущных проблем, «рафинировать» органичное развитие, создать сверх комфортные условия для себя, мы противимся промыслу. А это противоречит одному из смыслов бытия: состояться как личность через поиск своего предназначения, обретение знаний, получение опыта, череду испытаний, взлетов и падений.

Теперь «попытаемся» рассмотреть провидение не в контексте конкретной личности, а масштабировать на уровень государства, народа. Здесь все сложнее на порядок, вернее сказать, на порядки. Хитросплетения судеб миллионов людей и причинно-следственных связей, значительно растянутых во времени, не подвластны для понимания и дальнейшей экстраполяции ни человеческому разуму, ни даже самым передовым перспективным нейросетям в далеком будущем. Тем более, если растянутость во времени представлена чередой человеческих поколений.

У природы свои законы, а закон оптимизации жесток. Он заключается в следующем: неуемное желание того или иного человека/группы людей все оптимизировать, читай «упростить», приведет к тому, что в перспективе он/они сами попадают под оптимизацию. Это тот случай, когда «разбитое корыто» представляется «счастливым концом сказки» и уж очень оптимистичным сценарием. Однако и в таком исходе наверняка тоже есть свой промысел.

Целые народы и государства канули в небытие по «непонятных» для них на то время причинам, находясь на пике своего развития и будучи по уровню прогресса на голову выше всех своих соседей. И вроде, на первый взгляд, объективных причин для развала не было, но у природы свой промысел. Колесо истории неумолимо движется вперед, подминая под собой все. У него своя траектория, на которую не способны повлиять ни сколь угодно значимые и выдающиеся личности, ни группа людей, ни даже целые народы. В подтверждение этому напомню дела давно минувших лет.

Римская Империя

«Panem et circenses!» (хлеба и зрелищ) кричала толпа в Риме в тот период, когда распадалась целая империя, одна из самых развитых цивилизаций того времени, которой не было равных. Изучение ее становления и упадка входит в учебники классической истории как пример расцвета и крушения человеческого в человеке.

Одной из причин распада было неуемное стремление правителей делать из всего шоу, совершать экстравагантные поступки, чтобы быть в центре внимания. Это, как правило, приводит сначала к анекдотичным, а потом и к трагическим последствиям. Достаточно вспомнить давнюю историю правления Калигулы. Он вошел в историю как один из самых сумасбродных тиранов. Он безмерно любил роскошь, был расточительным, устраивал оргии, совершал эксцентричные поступки. В качестве понимания стиля правления Калигулы приведу в качестве примера лишь некоторые «события» из его эпохи:

1. Однажды Калигула собственной персоной выступал на арене в качестве гладиатора. Его противник был вооружен только деревянным ножом. По сценарию этот человек должен был в определенный момент времени упасть, что он и сделал. И тотчас был убит Калигулой. Довольный правитель побежал по арене с пальмовой ветвью в руках, которая обозначала победу. Но какую?

2. Римский император Калигула реализовал еще одну свою прихоть – сделал своего коня Инцитата гражданином страны, а потом сенатором. В планах даже было присвоение животному титула консула. Многие граждане страны завидовали жизни коня. Его кормушка была выполнена из слоновой кости. Воротник украшали драгоценные камни. Для пошива одеял использовались самые дорогие ткани Древнего Рима. Был у коня также собственный дом с добротной мебелью. Обслуживали его рабы. Вода подавалась только в золотых кубках.

3. Безумные оргии, коих было не счесть, стали нормой во время пиршества, длительность которых иногда достигала нескольких недель. Однако он продолжал «удивлять». По утверждению римских историков, несмотря на бесчисленное количество половых партнеров, Калигула также вступал в половую связь со своими родными сестрами.

Не удивительно, что казна государства быстро опустела. Сложно сказать, чем еще поразил бы Калигула, так как в январе 41 года н.э. его убили заговорщики. Тем не менее это не сказалось на продолжении безумных пиршеств Древнего Рима.

Повторюсь, что стремление делать из всего шоу, было одной из первопричин, которые привели к неминуемому распаду Римской Империи. Не думаю, что со временем, что-то поменялось.

В качестве постскриптума хотелось бы использовать современную интерпретацию фразы Керенского, с которой началось введение в статью: «А что делать, если власть состоит из артистов, проституток и кучеров?»