Друзья! Продолжаю вас знакомить с творчеством моей подруги, замечательного деревенского автора Натальи Артамоновой.
Этот рассказ Наташа написала на днях.
Андрей, будучи учеником шестого класса, не понимал, почему учитель может незаслуженно кого-то унизить, а кого-то превознести. Почему критерием оценки за учебу зачастую служит не ум, а наглость, нахрап. На уроке математики он, в отличие от выскочки Никиты, решил задачи на отлично.
Учительница соизволила упрекнуть Никиту: "Ты - и не смог решить!! Андрей, и тот смог, а ты нет".
Вот слова "и тот" затронули самолюбие Андрея. Он значение этого восклицания понимал так: никакой, так себе, придурок, недотёпа, ни дать, ни взять.
И пусть даже Елена Ивановна поняла свою оплошность, ведь она заметила, как Андрей вздрогнул, словно от удара, убрал голову в плечи, но данное слово его унизило так, что он был готов выйти из класса.
Также Андрея обижали слова отца, который спрашивал у него об успеваемости и, получив ответ, обязательно вскрикивал:
- Неужели? Ты и на пять!?
Андрей опять опускал голову и с обидой в голосе говорил:
- Я даже Никиту за пояс заткнул.
И тут бабушка вставляла свое слово:
- Никите можно вообще не учиться, купит диплом, а тебе хоть учись, хоть не учись, всё равно пойдешь в разнорабочие, на стройке будешь раствор месить.
Только мама, улыбаясь, целуя сына, говорила:
- Ты моя умница, я так и знала, что ты лучший, потому что ты умный и ответственный. И, если ты также дальше будешь учиться, то обязательно поступишь в техникум или институт.
- Мам, я хочу быть машинистом, хочу поезда водить.
Отец, ухмыляясь, вливал ложку дегтя в бочку меда:
- А лошадь не пробовал водить? А то скоро весна будет, совхозу конюхи нужны.
Бабушка поддерживала сына и начинала язвить в сторону снохи, а мама, обнимая Андрюшу, как будто их не слышала, продолжала его убеждать:
- Обязательно будешь и меня прокатишь. Хочу сесть в купе и сутки смотреть в окно. За окном будут мелькать поля, леса, сёла, а я буду сидеть и гордиться тобой, - а сама себе добавила, - и наслаждаться свободой.
Свекровь, видя мечтательное выражения лица снохи и внука, крутила пальцем у виска и уходила прочь, вздыхая, чуть ли не причитая.
Андрей был очень скромным, застенчивым. Зная урок, он не мог выкрикнуть с места, поднять руку, перебить товарища, спокойно ждал, когда его спросит учитель. Он сидел за задней партой и внимательно слушал преподавателя. Невыучившие урок всегда поворачивали головы в его сторону в надежде услышать подсказку, но Андрей не подсказывал, боялся получить замечания учителя, и постепенно от него все отделились в классе. Его не били, не задирали, его просто не замечали.
Старшие братья и младшая сестра считали его недотёпой, которого можно толкнуть, отобрать вкусняшку, обидеть словом, зная, что он смолчит, только постарается уйти к отцовскому верстаку, где мог часами что-то конструировать. Слово "недотëпа" они постоянно слышали от бабушки, которая так звала Андрея.
Узнав, откуда дует ветер, Анна собрала всех за столом и, смотря свекрови в глаза, сказала: "Вы старая женщина, прожившая век, обижаете своего родного, безропотного внука, свою кровинку. Наверное, у вас грехов мало, ещё один цепляете. А вы что головы повесили? Услышу ещё раз, вырву язык".
Все замечали, что мама часто шепчется с Андреем, обнимает, смеётся, и тихий, забитый пацан, улыбаясь, превращался в уверенного, смелого, повзрослевшего любимого сына.
Мама любила всех одинаково, но в Андрее она видела себя и вспоминала свою жизнь с мамой. Желая вырваться от материнского деспотизма, непонимания, унижения, поспешила рано выйти замуж.
Анна не боялась ворчливой свекрови. Не криком, а долгим взглядом и тихим голосом отвечала на обиды:
- Жаль, что всю жизнь для вас не было рассвета, а только закат. Всё плохо, всё не так. Уж если внукам не можете выразить любовь, то я вам чужой человек, куда мне до вашего уважения! Я привыкла к вашему крику, без него дня не проходит. Как зима без снега, так вы без брани. Запомните, детей за проделки можете журить, но не трогайте Андрея, не обижайте. Он ранимый мальчик, слово в ответ не скажет, а на душе осадок останется. Следите за языком, за своим помелом.
Свекровь уходила жаловаться сыну, а тот прибегал к жене и, встретившись с ее взглядом, с ее непоколебимым решением дать отпор, молча уходил прочь.
Любили дети вечерами слушать мамины воспоминания, а вот отец не находил время пообщаться с детьми: то был уставшим, то выпившим, то, как потом сказала соседка, навещал свою подругу в соседней деревне.
Анна не верила сплетням, но в душе думала, что дыма без огня не бывает. "А что? Баба одинокая, соскучилась по мужской ласке, почему бы ей не понежиться с чужим мужичком. Это он должен думать о свое семье, не она же", - оправдывала соперницу Анна.
Андрей видел страдания матери, слышал, как шептались соседки, как в глаза говорили одно, а за глаза другое, но не находил слов, как успокоить маму.
Подруги настроили Анну сходить к сопернице. Непрошенная гостья открыла дверь и обомлела: за столом сидел пацан, ну копия Андрей, только не темноволосый. Сразу же гостье предложил пройти в дом, а потом, видя, как та заволновалась, и сам застеснялся.
Анна хотела расспросить его о делах, об успехах в учебе, кто и где отец, но не успела: в дом как вихрь ворвалась Лидия. Она в упор смотрела на Анну, и было заметно, что она поняла, кто стоит перед ней:
- Иди сынок к себе, а лучше выйди на улицу, мне надо поговорить с тетей.
Когда закрылась дверь, Лидия начала разговор первой:
- Не обижайся, что я скажу. В тебе я соперницы не вижу, его увести от тебя можно было без труда много лет назад, когда от него родила сына. Сначала хотела перед ним поставить вопрос ребром, а когда узнала, что ты беременная, мне стало тебя жалко. Да и не хотел он ребенка, так, приходил ко мне от вас отдохнуть. Он всё взвесил. У меня дом надо было ремонтировать, двор набекрень стоял, сама я с характером, вредная. Он тоже не дурак, жену хотел покладистую. Так, прошмыгнет, как воришка в сад, свое получит и уходит туда, где ему сапоги снимали и всё на подносе подносили. Мы скоро уезжаем в районный центр, там квартиры дают благоустроенные. Меня берут бухгалтером на мясокомбинат. Там я быстро себе судьбу найду, чай, не уродина.
Лидия вскинула высоко голову, руками провела по бёдрам и громко засмеялась. Анна в ответ не проронила ни слова.
Виктору ничего не стала говорить, ей было не столько обидно за себя, как больно за детей, в том числе и за Игоря. Она решила, что лучше всего сделать вид безразличия к его изменам. Ведь идти ей с детьми некуда, да и без денег мужа она детей не поставит на ноги, не даст возможности учиться после окончания школы дальше. Поэтому всю себя решила посвятить детям, а не беготне и выяснениям причин загулов мужа. Она ушла в тень.
Учитель по труду, увидев Анну, сказал,что конкурс "Деловые ручки" сначала в школе, а потом в районе, области будет скоро:
- Помогите мне уговорить Андрея принять участие в нем. Я знаю,что он что-то грандиозное строит, у меня инструменты брал.
Иван Сергеевич понимал, что конкурс способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению и самореализации. Ведь Андрей будет объектом внимания и со своим внутренним миром, творческими возможностями начнет познавать себя и свои силы, станет смелее, активнее, увереннее в себе. Конкурсы влияют на развитие эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности.
Андрей, наконец-то, доверился учителю и дал свое согласие. Анна про конкурс рассказала мужу, который в последнее время заискивающе относился не только к жене, но и к детям, вел себя как нашкодивший ребенок.
- Андрей просил меня купить всяких лобзиков, стамесок, лака, кисточек. Он что-то такое лепит, мне самому интересно. Весь в моего отца пошел. Я помню, как тот игрушки делал, какие наличники вырисовывал, а уж для икон ажурные, расписные уголки были нарасхват. Помню я на стружках около верстака так и засыпал. Запах дерева как снотворное на меня действовало. Жаль, что я весь в мать пошел, мордой только в отца.
Наступил долгожданный, волнительный день. Над входом в спортивный зал висел плакат "Наши руки не для скуки". Стены зала разукрасили шарами, рисунками детишек. На больших столах разместили поделки учеников. Чего только там не было: куклы, расписные разделочные доски, новогодние игрушки, машины, трактора.
Кто из дерева, кто из пластилина, кто из глины представлял свои работы. Но среди всяких поделок выделялся большой, отполированный состав поезда. Всем казалось, что вот-вот жюри объявит посадку и поезд тронется. Все не могли оторвать глаз, всем хотелось потрогать макет, взять в руки. Жюри восхищалось мастерством, терпением и усидчивостью мастера. Единодушно приняли решение отправить работу Андрея на районный конкурс.
После переезда в квартиру Игорь заскучал. Ему не хватало деревенских друзей, простора, свободы. Мама не разрешала в квартире заниматься своим хобби, даже пластилин и тот выбросила, потому как боялась,что сын уронит на ковер, испачкает полировку на столе, да и вообще, квартира - это не деревенский сарай с верстаком, где Игорь любить постукивать молотком. Быстро выучив уроки, Игорь шел на улицу искать себе приключения.
Узнав о конкурсе в районном доме культуры, направился туда. Проходя мимо выставленных работ, он мог с критикой обрушиться на те или другие поделки. В душе он был уверен, что он сделал бы лучше, замечал, что не соблюдены пропорции в деталях, то цвет не тот, то размер, то вообще он бы постеснялся вот это показать людям.
Но когда он увидел работу Андрея, он обомлел. Несколько минут стоял, открыв рот, а потом начал аплодировать. Его поддержали другие, и шквал аплодисментов дал знать, что макет Андрея опять займет первое место.
Игорь был очень разговорчивым, быстро шел на контакт. Узнав, кто является машинистом поезда, и как будто давно зная Андрея, начал с ним разговаривать.
В первую очередь он похвалил Андрея за усидчивость, аккуратность, расспросил, где брал материал, где вообще он строил. Когда узнал, что Андрей из села, которое находится в пяти километрах от района, то очень обрадовался:
- Да разве пять километров это расстояние, я прибегу к тебе. У меня есть идея, только мне негде строить. К твоему составу надо построить вокзал, я помню с мамой ездили к бабушке, в таких маленьких, прокуренных вокзалах ожидали своего поезда. Сиденья поломанные, вечно сидел я или на сумке или на полу, буфета нет, в кассу толкучка. Мы построим такой, какой показывают по телевизору, с большими окнами, с высокими потолками, с множеством касс, с мягкими креслами.
Игорь так обрисовывал вокзал, как будто реально можно было построить такой. Андрей впервые в жизни почувствовал к самому себе повышенный интерес, уважение и преклонение. Ему стало неловко от такого внимания к себе, он как всегда засмущался, на лице заиграл румянец. По привычке хотел опустить голову, но Игорь по-свойски ударил Андрея по плечу, потом обнял и выпалил:
- Не дрейфь, дружбан, мы ещё не то построим вместе. Я ещё тот столяр, мама говорит: "Надо же родиться со стамеской".
Андрей сказал новому другу, где живёт, и на этом они расстались. Андрей вернулся домой в приподнятом настроении. Он даже не знал, чему был больше рад: призовому месту или знакомству с Игорем, который с первой минуты стал ему другом. Он вспоминал Игоря, его слова и улыбался, и в душе думал: "Поскорее бы неделя прошла, чтобы на выходных пришел друг".
В воскресенье на пороге своего дома Анна увидела Игоря. Было видно, что он вспоминал, где видел хозяйку дома, а потом решил время не тратить на воспоминания и быстро перешёл к делу. Услышав голос Игоря, Андрей выскочил из комнаты и, не скрывая радости, волнения, матери сказал:
- Мам, это же мой новый друг, он хочет посмотреть мои поделки. Он очень хороший, я уже испугался, что обещание прийти ко мне не выполнит.
- Ты что? Разве я мог не прийти, я маме рассказал о тебе, она сказала, что такой друг нужен, который делом занимается, а не гоняет тоску по углам, отпустила к тебе без проблем.
Аня поняла, где ребята познакомились, сделала вид, что видит Игоря впервые. Виктор был на работе, и Анна была рада, что гость не столкнется с отцом лбами.
Позавтракав, ребята пошли в мастерскую, уж что они там делали, Анна не знала. Она была обескуражена приходом Игоря и не могла ответить на свой вопрос: "А что дальше? Ведь рано или поздно все выяснится, и как тогда быть? Всё же сейчас тихо, мирно в семье, даже свекровь ушла в сторону со своими придирками, угомонилась, наконец-то. Рассказывать мужу о визите сына или промолчать? Будь, что будет, посмотрю, на долго ли эта дружба. Может быть, мой молчун быстро Игорю надоест".
Но ребята подружились накрепко. Каждый выходной прибегал Игорь к Андрею, и полный день они проводили вместе. Сначала пропадали в мастерской, потом гоняли по улице. Уставшие, но веселые друзья садились за стол и с неимоверным аппетитом уплетали еду.
Андрей при общении с Игорем больше слушал, чем говорил. Игорь взял бразды правления дружбой в свои руки, вся инициатива исходила от него. Он был рад, что встретил Андрея, который никогда ни в чем не перечит, во всем соглашается, слушает его с открытым ртом, а Андрею было очень интересно с Игорем, потому как тот был всегда весёлым, шаловливым, имел полный короб затей. Они нашли друг друга и были очень счастливы.
Анна все же решила рассказать мужу об Игоре, ей надоело ребят от него отводить, лишь бы не встретились отец с сыном:
- Послушай меня и не кричи. Тот парень, друг нашего сына, твой сын. Я ходила к твоей любовнице, я все знаю, ты кашу заварил, а расхлёбывать придется всем. Игорю-то легче объяснить, кто его отец, а вот как Андрею объяснить, как ты, имея семью, бегал к Лидии, как ты, их отец, предавал их и меня. Я скрывать не намерена, пусть от нас узнают, чем скажут люди
Виктор, вытаращив глаза на жену, начал оправдываться:
- Да, я грешен, но и ты хороша. Вечно с детьми, вечно мать ворчливая, недовольная, а я мужик, потянуло меня к свободе. Я же не знал, что она надумает рожать. Я понял, что все это баловство, семья есть семья. Прости меня! Но я считаю, надо молчать, скоро они школу заканчивают, разлетятся в разные стороны и друг о друге забудут.
Анна смотрела на мужа и хотела заплакать. Она не находила слов, ком в горле сдавливал дыхание, она смогла только сказать:
- Какой же подлый трус! Я сама скажу!
Виктор готов был стать на колени перед женой, но столкнувшись с ее взглядом, понял, что лучше уйти с глаз долой.
Лидия расспросила сына о новом друге, поняла в какой дом бегает ее сынок. Сначала приняла его дружбу в порядке вещей, а потом такая обида взяла за сына! Ведь ни одного рубля, ни одного подарка не видел сын от своего отца. Те, значит, дети, а Игорь отброс, не видящий отцовской заботы и внимания. О любви уж молчала, не каждому дано это чувство, но совесть же должна быть? Вот так накручивала свои нервы Лидия, а тут ещё слова Игоря добили ее: - Мам, все говорят, что я похож на Андрея, а он копия отец. Бывают же в жизни двойники.
Лидия как порох взорвалась:
- Да, бывают. Присядь, я тебе все расскажу.
Лидия рассказала о Викторе, о его семье и о том, что с первой минуты рождения Игоря, он его не признал. Не забыла сказать, что как ей было тяжело его растить без помощи, что сколько слез пролито и дум передумано.
Рассказ матери взбудоражил злость, обиду на отца, а заодно встала на дыбы ревность к Андрею.
Виктор дарил много подарков детям из чувства вины, ими хотел компенсировать недостаток общения. На самом деле, он много работал и не мог найти баланс между общением с детьми и работой. Он считал, что уж как мама их опекает, как лелеет, балует, то этого достаточно. А вот подарки тоже немаловажный фактор в любви к детям.
В углу мастерской красовался большой велосипед, подаренный Андрею за первое место в конкурсе. Постоянно покупал всякие инструменты, краски, кисточки, а уж сколько сладостей, не скупился деньгами.
Игорь всегда восхищался всем тем, что было у друга, и в душе завидовал. И вот сегодня он шел к Андрею и мечтал, как проколет шины, как поломает инструменты, как он накричит на Виктора, как он обидит Андрея, ведь он тоже хотел иметь отца, ведь ему тоже жалко свою маму. В душе Игоря поднялся ураган чувств: злость и обида так его закрутили, что когда он прибежал, то увидев Игоря в таком состоянии, Андрей испугался, весь съежился и голову убрал в плечи. И хотя Игорь был на год младше брата, он был сильнее, смелее, активнее и жёстче.
Их взгляды встретились, Андрей увидел сжатые кулаки Игоря и тихо спросил:
- За,что?
И вот Игорь, словно маленький ребенок, заплакал. Он сел на карточки и бил кулаками по полу и сквозь слезы выкрикивал:
- За то, что ты мой брат!
Два пацана плакали, обнимались, долго разговаривали, делились, решали задачу, заданную родителями. Игорь все говорил, говорил о том, как мечтал видеть отца, о его поддержке, заботе, о таком же велосипеде, лыжах, о таком же футбольном мяче, который есть у Андрея, и вдруг резко замолчал. Он выглядел таким беспомощным, обессилевшим, видимо, не так легко ему было открыть свою душу. Андрею захотелось его успокоить, и ничего умнее он не мог придумать, как предложил сходить к отцу и о себе напомнить. Игорь отказался, ушел домой.
Больше он не приходил. Андрей очень его ждал. Выбегал на улицу при каждом стуке, шорохе, он перестал один мастерить, не общался с отцом, мало кушал, он сильно скучал по Игорю. Мама его понимала и, обеспокоенная состоянием сына, сказала:
- Прислушайся к своим ощущениям, к голосу серда. Действительно ли он тебе нужен? Если нужен, поехали к нему.
Они вдвоем вздрогнули, когда услышали голос Виктора:
- Анечка, можно я с ним поеду, один без тебя. В машине лежат подарки. От меня Игорь может их не принять, а от брата возьмёт.
- Езжайте с богом, - с радостью ответила Анна.
Автор: Наталья Артамонова.