Конец XIII – начало XIV веков
Италия
Правитель города Тревизо Герардо да Камино, как-то, снаряжая в поход Корсо Донати, генерального капитана города Тревизо, выдал ему на военные расходы четыре тысячи лир.
Когда Донати отбыл, Герардо да Камино подумал и велел вызвать к себе лекаря. Прибывшему лекарю Герардо велел тщательно осмотреть себя. Лекарь осмотрел правителя и нашел, что тот вполне здоров.
- Ты плохо меня осмотрел, - заявил лекарю Герардо. – Похоже, что я при смерти.
- С чего это вы так решили, мессер? – спросил лекарь.
- Кажется, я дал Донати слишком много денег. Раньше я никогда столько не давал. А подобное расточительство признак скорой смерти, - ответил Герардо.
Совсем иначе думал правитель Пизы.
Как-то правитель Пизы мессер Угуччоне да Фаджуола выдал одному из дворян сто золотых, на что казначей правителя заметил:
- Позавчера ваш сын выдал этому дворянину двести золотых.
В ответ Угуччоне да Фаджуола вздохнул и заметил.
- Теперь я понимаю, насколько я стал стар, если мой сын дает людям денег больше, чем я.
Марк Ломбардец, один из наиболее знаменитых и умелых жонглёров* Италии XIII века, столкнулся с тем, что, когда в его родном городе на Рождество всем актерам и жонглёрам раздавали одежды, ему не досталось ничего. Один из жонглёров не удержался и спросил Марка:
- Ты такой умный, и как жонглёр лучше меня. Но мне досталось семь платьев, а тебе ни одного? Отчего это?
На что получил ответ:
- Видимо, таких как ты, много больше, чем таких, как я.
* Жонглёр (старофр. jougleor, jongleur, из лат. joculator — «потешник», «затейник») в средневековой Франции — странствующий профессиональный музыкант-исполнитель. В Провансе и королевствах Пиренейского полуострова жонглёры также были известны как авторы песен. Старофранцузский жонглёр типологически родствен немецкому шпильману (нем. Spielmann), английскому менестрелю (англ. minstrel), галисийско-португальскому жограру (jograr, современное написание порт. jogral — жограл или точнее жуграл, галис. xograr — шограр), кастильскому хуглару (исп. juglar), итальянскому джуларе (итал. giullare), польскому кугляжу (польск. kuglarz), русскому скомороху. Время расцвета деятельности жонглёров — XIII—XV века.
Важность средневековых жонглёров сложно переоценить. Во-первых, их часто использовали как секретных курьеров. В частности, так поступал сицилийский король Фридрих III. Плюс, именно жонглёры под руководством высокопоставленных любителей искусства развивали так называемый «популистский театр», или театр для простого народа, где ставились пьесы не только комического, но даже эротического характера. Каталонский жонглёр Пер-Шахат даже получил покровительство короля Педро IV, чтобы инквизиция и церковь не сильно беспокоили театральную труппу. В разных странах жонглёров называли по-разному. Точнее, у данной профессии были разные названия. В России это скоморохи, в Англии — менестрели, в Германии — шпильманы. При этом универсальность жонглёров постоянно развивалась. К концу Средних веков эти мастера на все руки не только пели, танцевали, играли на десятках инструментов, но даже стали выполнять функции парикмахеров и… Дантистов!
(Источник: Новеллино)