Поиск новых международных площадок для создания нового Суда по правам человека, как и создания собственного национального Суда, многие считают нецелесообразным. Альтернативным способом этому решению является усиление правозащитной направленности собственной судебной системы страны. Один из них - расширенное использование возможностей Конституционного Суда России по обеспечению конституциализации судебной практики, в том числе в части рассмотрения им жалоб граждан на нарушения прав человека.
Сегодня основная функция российского Конституционного Суда - это проверка конституционности нормативных актов или осуществление так называемого конституционного контроля. Конституционный суд РФ компетентен рассматривать только те индивидуальные жалобы, в которых оспаривается конституционность закона. При этом неправильное применение или истолкование самого закона судами, являющееся нарушением прав человека, Конституционный Суд не выявляет и не обязывает устранять. Ошибки судов должны "поправлять" вышестоящие судебные инстанции. Конституционный Суд неонократно обращал внимание на то, что он не может подменять собой суды общей юрисдикции. В тех же случаях, когда российская судебная система не справляется, граждане РФ и обращались в Европейский Суд по правам человека.
Однако конституционные суды многих государств уполномочены рассматривать жалобы на нарушения конституционных прав граждан. Такимо полномочиями наделены конституционные суды: Германии, Испании, Перу, Турции.
В связи с этим, следует расширить полномочия Конституционного Суда РФ, который в целях эффективной судебной защиты прав и свобод, по заявлениям граждан не пересматривая законодательство и судебные решения, определял бы, каким способом законодательство было применено в конкретном деле и являлся ли такой способ применения нарушением Конституции РФ.