17 мая актрисе Екатерине Редниковой исполняется 50 лет!
Она проснулась знаменитой после фильма Павла Чухрая "Вор", номинированного в Америке на "Оскара". С тех пор ей удалось получить почти все отечественные кино награды, стать одной из двух российских актрис, которым выпала удача сняться в главной роли в Голливуде. О ней теперь так и говорят: «самая американская из российских актрис и самая русская из снимающихся за рубежом».
Предлагаю интервью Екатерины Редниковой, записанное во время ее приезда из Лос-Анджелеса в Москву в 2006 году. Тогда ей было 33 года.
«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» - ВИННИ-ПУХ
- Катя, вы снялись в голливудских лентах «Падение» и «Похищение», сыграли главную женскую роль в английском триллере «Архангел» (с Дэниелом Крейгом). По-вашему, что в первую очередь видят в вас западные режиссеры - талантливую актрису или красивую женщину, превосходно владеющую английским?
- (Улыбается.) Я - человек открытый и, насколько я знаю, энергетики во мне хватает. Зашла такая вся жизнерадостная, нарассказывала кучу всего про Россию режиссеру и его ассистентам… А если серьезно, то режиссер и актриса - это всегда какое-то совпадение энергетики и мироощущения. Кстати, похвалюсь: за роль в «Архангеле» меня в английской «Санди Таймс» назвали «русской Кэтрин Зета-Джонс», что было приятно.
- Правда, что вашим «крестным отцом» в театре был Евгений Павлович Леонов.
- Можно сказать и так. Когда мне было шесть лет, мама моя работала главным бухгалтером ДК завода «Серп и молот», и туда приезжал театр «Ленком» с двумя спектаклями – «Ясновидящий» и «Иванов». В «Ясновидящем» играл Владимир Корецкий – Гитлера, а в «Иванове» главную роль играл Евгений Павлович. И на оба спектакля нужна была маленькая девочка. Не знаю, почему у них не было «своей», но взяли именно меня. В «Ясновидящем» я выходила за ручку с «Гитлером», он мне давал конфетку, я делала книксен и убегала. А в «Иванове» мне нужно было просто пройти через всю сцену во время семейной драмы. Потом Евгений Павлович мне на программке написал: «Маленькой Катеньке большого счастья!» Нарисовал рожицу Винни-Пуха и подписался «Винни-Пух». У моей мамы этот автограф до сих пор где-то в запасниках лежит… Может, это звучит наивно, но именно с тех самых пор мне запала мысль стать актрисой.
- Почему?
- Потому что мне сразу очень понравилась сцена, театральная атмосфера. И потом, я же «играла» с самим Леоновым!
- Вы как-то заявили, что когда-нибудь обязательно получите «Оскара». Откуда такая уверенность?
- В один из тяжелых периодов своей жизни я прочитала одну психологическую книжку, которая во многом мне открыла глаза на мир. Там высказана мысль, которую чуть позже я встретила и у Пауло Коэльо в «Алхимике». «Если ты сильно чего-то хочешь, то вся Вселенная будет тебе помогать». И это не просто красивые слова. Когда у тебя есть заветная цель, и ты многое делаешь для ее достижения, то действительно происходят некие события, и «вся Вселенная работает на тебя». А я всегда была очень целеустремленным человеком. Я еще Телец по месяцу и Бык по году, то есть у меня двойная такая упертость.
В детстве я занималась пятью вещами сразу – фигурным катанием, плаванием, ходила на балет, с балета на музыку плюс еще училась в английской спецшколе. При этом все успевала! С тех пор как в 6 лет я захотела стать актрисой, моя бедная мама возила меня на все детские пробы «Мосфильма», пока в 16 лет я все-таки не получила первую кинороль в фильме Олега Кавуна «Уроки в конце весны». С 12 лет занималась в театральной студии, поступила с первого раза в ГИТИС. Потом очень хотела попасть в хороший театр - и попала. Мечтала сняться в главной роли - сыграла в «Воре». Мечтала стать лучшей актрисой в стране - получила «Нику» в 24 года и стала самой молодой актрисой, которая получила эту премию. Сейчас мечтаю об "Оскаре"… Это может звучать бравадой, но на самом деле я не просто мечтала, я к этому шла и иду.
- Правда, что вы - родственница Чехова?
- Некоторым образом – да. Но у нас не кровное родство. Чехов мне приходится четвероюродным прапрадедушкой по линии мамы: сестра моей прапрабабушки вышла замуж за двоюродного брата Антона Чехова, Михаила. Так что нашему классику я - седьмая вода на киселе, но все равно гордость за сопричастность, безусловно, есть.
НЕУЛОВИМЫЙ ДЖЕК
- Если бы вы родились в Америке, и прошли там весь тот путь, который прошли здесь, у вас был бы шанс засверкать в Голливуде? Как, например, ваша американская подруга Милла Йовович…
- Ну, конечно, - это абсолютно реально.
- Милла не делилась с вами, какой путь она прошла?
- Просто гигантский. А уж что Галя Логинова, ее мама, сделала для этого… Все детство возили дочь на всевозможные кастинги, Милла спала в машине между кастингами, там же делала уроки. Все это было тяжело...
Что касается Голливуда, то любому человеку сложно туда проникнуть. Во-первых, потому что конкуренция гигантская – ведь люди съезжаются со всего мира. Если уж считается, что у нас пробиться чрезвычайно сложно, то там… Вы даже себе не представляете, каково.
- Насколько достоверны слухи, что вы «на короткой ноге» с Аль Пачино, с Джеком Николсоном?
- Аль Пачино я знаю лично. А Джек Николсон… Когда в 1998 году «Вор» номинировался на «Оскара», я прилетела в Лос-Анджелес и задалась целью - познакомиться с Николсоном. Гонялась за ним на всех вечеринках, но каждый раз, как только приезжала, оказывалось, что Джек уехал «буквально 20 минут назад». Потом он приехал на Московский кинофестиваль, и, пока я набиралась смелости попросить Никиту Михалкова представить меня ему, Джек встал и прямо у меня на глазах ушел. Но эпопея на этом не закончилась… (Хохочет.) Позже я подружилась с Майклом Фитцджеральдом - продюсером фильма Шона Пенна «Обещание», где снимался Николсон. В Америке Майкл хотел устроить мне встречу, но буквально каждый раз, когда он звонил, Джек уезжал - то болеть за свою любимую баскетбольную команду «Лейкерс», то на съемки. Потом я познакомилась с Шоном Пенном, и он взялся посодействовать... Так что история долгоиграющая и, как говорится, продолжение следует.
- А с Аль Пачино где вы познакомились?
- В 2000-м году я написала сценарную разработку, зарегистрировала ее в библиотеке Американского конгресса. Очень долго искала продюсера, пока в какой-то момент не возник Барри Навиди, который как раз делал «Венецианского купца» с Аль Пачино в главной роли. Моя история ему понравилась, и он захотел ею заниматься. Он же мне сказал: «Кать, хочешь, познакомлю с Аль Пачино?» Я приехала на съемки «Венецианского купца» и провела с ним пять дней.
- Как интригующе звучит: «Пять дней провела с Аль Пачино»… И?
- И… ничего особенного. Просто пять дней ходила на съемки, потом мы вместе ужинали. Но не вдвоем, а компанией человек в десять. Сидела с ним рядом, мы тесно общались, есть фотографии.
- Он действительно «великий»?
- Да, это великий актер. И человек потрясающий. У него изумительное чувство юмора.
- Не боитесь потерять голову от заокеанских звезд?
- В них и влюбиться можно, ничего в этом страшного нет. Джек Николсон – я бы не сказала, что большой красавец, но какой обаятельный. Как бровки вскинет – за это можно всю жизнь отдать! А если серьезно, то я в какой-то момент своей жизни для себя поняла: есть три вещи, которые взаимосвязаны и без которых актер не может быть великим. Талант, энергетика и сексуальность. Талант – это целенаправленная энергия. Человек талантливый не может быть несексуален. Даже ученый, непривлекательный внешне, в каких-то очках ужасных… Но если он талантлив, всегда окружен влюбленными женщинами. Почему? Потому что очень притягательна энергетика таланта.
СЫГРАЛА ДЗЕРЖИНСКОГО В ЮБКЕ
- В детстве у вас были кумиры из актеров советского кино?
- Идеал актрисы и роковой женщины для меня - Маргарита Борисовна Терехова. Когда я увидела фильм-шедевр «Собака на сене», была потрясена ее талантом и сексуальностью. Вот мы говорили о сбывающихся мечтах… Мне повезло: когда я училась на третьем курсе и Маргарита Борисовна в театре имени Моссовета дебютировала как режиссер, она взяла меня на главную роль. Я же говорю: вся Вселенная работает на тебя! Кстати, она мне многое дала. Ведь меня из-за небольшого роста на курсе не воспринимали как героиню. А Маргарита Борисовна взяла меня на роль женщины, по которой все сходят с ума.
- Какие роли ближе лично вам?
- Конечно, интереснее играть неоднозначных персонажей, потому что когда абсолютно «голубая» роль, вроде как и скучно. Я с радостью соглашаюсь на то, чего еще до сих пор не играла, независимо от того, большая роль или маленькая. Например, за последние три года было очень много интересной работы. С диапазоном ролей от полковника уголовного розыска (этакого Дзержинского в юбке) в триллере «Тот, кто гасит свет» до роли матери-алкоголички в проекте «Наследники». Мне интересно играть и эту вдребезги пьяную, бедную, разрушенную женщину, и сильную женщину-полковника, и влюбленную в фильме «Если ты меня слышишь».
- Как бы вы распределили по значимости приоритеты: команда, режиссер, гонорар?
- На первом месте безоговорочно первые два. Главное - развиваться и идти дальше. В этом смысле в театре больше возможностей, потому что там ты можешь совершенствоваться от спектакля к спектаклю.
- А в кино удается совершенствоваться от фильма к фильму?
- Про кино у меня очень смешная история, связанная с моей мамой. Когда они с папой в первый раз посмотрели фильм «Вор» на большой премьере в кинотеатре «Пушкинский» 13 октября 1997 года, то оба вышли из зала потерянные. Спрашиваю: «Мам, ну и как?» «Понравилось, но что-то мне показалось, что в «Барышне-крестьянке» ты была лучше». Я расстроилась. Потом мама сходила на вторую премьеру – в Дом кино, потом на третью – в Киноцентр. После этого она сказала: «Катя, а ты с каждым разом играешь все лучше и лучше!»
АВАНТЮРИСТКА И МАКСИМАЛИСТКА
- По-вашему, в чем прелесть известности?
- Минус один. Ходила я раньше в магазин, и меня никто не узнавал. Бывало, выйдешь, например, не накрашенная… выглядишь черт-те как, и тебе совершенно все равно. А когда начали узнавать, сразу навалилась ответственность. Не хочу, чтобы говорили: «На экране она ничего, а в жизни-то совсем не такая!» Ну, а все остальное – плюсы.
- Назойливые поклонники – тоже плюс?
- Было однажды, выхожу из квартиры, на моей двери - всякие наклейки типа «Катя - superstar», что-то еще… Это больше пугает, потому что, кто его знает, вот так придешь домой, и тебя грохнут, как Джона Леннона. Шутка! А если серьезно, то у меня нет такой уж дикой узнаваемости. Люди могут посмотреть вчера фильм с тобой в главной роли, а сегодня просто не узнать. Вообще, по-моему, я в жизни немного по-другому выгляжу. И - слава Богу!
- Вы человек азартный?
- Я - человек рисковый. После премьеры голливудской картины «Падение» мой менеджер сказала: «Катя, тебе надо бы приехать в Америку и какое-то время пожить там, чтобы я тебе устроила кастинги, познакомила с кем-нибудь из режиссеров…» И я совершила самую большую авантюру в своей жизни - в 27 лет собрала чемоданы и отправилась в Лос-Анджелес, где практически никого не знала. В никуда! Все мои подруги потом изумлялись: «Как ты могла?» А мне тогда казалось, что любой бы так поступил: если есть возможность, почему не попробовать. И авантюра удалась. А потом, я общительная, очень легко знакомлюсь с людьми, легко «завоевываю» компанию. Сейчас, собственно говоря, не знаю никого из русских в Лос-Анджелесе, у кого бы были такие связи и знакомства, как у меня.
- В вашей коллекции множество наград. Они имеют реальный вес в мире кино, открывают двери киностудий?
- По крайней мере, в Америке слова «Эта актриса снялась в фильме, номинированном на «Оскар», открывают многие двери. Сразу на тебя по-другому немножко смотрят – ты более значительна. Вот и все.
«КАТЬКА ПРИШЛА – СОЛНЦЕ ВЗОШЛО»
- Помните свое самое яркое приключение?
- Если неожиданное и прикольное, то, помню, очень давно… были два классных сценариста, их, к сожалению, обоих по трагической случайности уже нет, – Леша Саморядов и Петр Луцик («Дюба-дюба», «Дети чугунных богов»). Лешка мне как-то позвонил: «Кать, пойдем, покатаемся на аттракционах, мороженого пожрем». Так по-детски… Я сначала подумала, что он с ума сошел – все давно зовут в рестораны, - а потом поняла, что это было здорово. Вот если бы сейчас кто-нибудь позвал «пожрать мороженого», я бы, не задумываясь, пошла. А то вокруг все такие солидные, им легче пригласить слетать в Англию или во Францию, чем на аттракционы. Такое им просто в голову не придет.
- Если не секрет, какими качествами должен обладать мужчина, чтобы завладеть вашим сердцем?
- Терпеть не могу самовлюбленных - для меня это просто ужас! Почему, например, в мужчинах-актерах разочарование какое-то есть? Потому что актер, я считаю, не может быть полноценным мужчиной. Ведь самовлюбленность – это тоже черта актера. Еще жадных не люблю, скупердяйство – это тоже не мужская черта. Больше всего в мужчинах я ценю чувство юмора. На втором месте ум, на третьем – великодушие, доброта.
- Традиционный вопрос: как поддерживаете форму и тонус?
- Тоже традиционно: если есть время, хожу в спортзал. А так – бассейн, велосипед… Сажусь и - вперед вдоль океана.
- А как отдыхаете?
- Друзья! Я обожаю своих друзей. Люблю отдыхать в компании с хорошими, приятными людьми, похохотать, повеселиться – я очень компанейский человек! Недаром еще мои однокурсники по театральному всегда говорили: «Катька пришла - солнце взошло».