Найти тему
Мадам Ку-Ку

Мы нужны своим детям всегда.

Обычно утро у меня начинается очень рано, мне нравится вставать раньше всех и заниматься своими делами в тишине. Когда просыпаются домашние, начинается неизбежное общение, а иногда так хочется побыть одной. Но вчера мы засиделись и спать я отправилась около 3 ночи. В 7.30 зазвонил будильник, напоминая, что пора проверить, проснулся ли сын, в 8 утра у него занятия в художественной школе. Обычно он встает сам, но я его страхую, все же 12 лет – это еще ребенок. Я нехотя открыла глаза и увидела его еще по-детски нежное лицо с не по годам взрослым взглядом.

- Доброе утро! Встал уже? – Еле улыбнувшись вышептала я.

- Мхм. – Сказало лицо и поцеловало меня в щеку.

Я тут же снова отрубилась. Через какое-то время меня опять что-то разбудило, и мне пришлось открыть глаза. Резко, даже немного испуганно распахнув веки, снова увидела перед собой сына, уже одетого и готового идти по делам. Я улыбнулась, на сколько это было возможно для только что открывшего взор человека.

- Уже пошел?

- Да, уже пошел.

- Умничка.

Сын продолжал смотреть на меня.

- Сына, тебе что-то от меня надо?

- Нет, с чего ты взяла?

- Ты будишь меня второй раз за пол часа. Ты что-то хотел?

- Я не будил тебя…

Я улыбнулась и сказала, что люблю его, и он отправился на занятия. А меня снова охватили чары Морфея и затянули в сладкий субботний сон.

Проснувшись через час, в телефоне было обнаружено сообщение: «Пришел». Так мой ребенок всегда сообщает о том, что он добрался до места и у него все в порядке. Я улыбнулась и открыла новости. Отвечать сейчас ему бесполезно, на уроке нельзя пользоваться телефонами, да и он знает, что я прочитала.

Лениво перелистывая ленту, я отметала одну новость за другой, ничего не было интересно. Вообще, утром лента помогает лишь сфокусировать зрение, и как только оно фокусируется, начинаются утренние процедуры. Обычно ничего мне оттуда не запоминается, только иногда в избранном добавляется рецептик какого-то блюда. Но в этот раз мой глаз зацепился за статью, в которой говорилось о том, что старшеклассник покончил с собой из-за предстоящих экзаменов, обвинив в предсмертной записке своих родителей в том, что они не обращали на него внимания, когда он в нем нуждался, и психика надломилась.

У меня все внутри перевернулось. Это огромная трагедия, когда дети заканчивают жизнь по своей воле в столь раннем возрасте. Хлынули комментарии. Кто-то обвинял ЕГЭ и ОГЭ, пошла ветка комментов о том, что нужно это все отменять, кто-то о том, что паренек не в себе… Но одна перепалка меня сильно затронула. Кто-то написал, что детей нельзя оставлять наедине со своими проблемами. А в ответ: «А как мы жили, когда наши родители работали на 2-3 работах! И ничего, не прыгали с крыш!». И вот тут давайте разбираться, что подразумевается под «не оставлять наедине».

Работают все. И если кому-то кажется, что только у неработающих мамаш адекватные дети – я первая запульну в этого человека камнем. Я работающая мама. Да, первые 2 года сидела с ребенком дома, спасибо мужу, была такая возможность. Но сейчас ребенку 12, и я продолжаю работать, как и муж. И все так делают. Меня сын тоже видит только утром и вечером, иногда на выходных. Но не всегда. Порой он уходит ночевать к деду, иногда весь день гуляет с друзьями, а когда-то мы с мужем мотаемся по делам. Мы не сидим с ним дома, сдувая пылинки. У всех есть свои дела, не зависимо от наличия детей. Однако, когда мы возвращаемся, то всегда обнимаем сына, приносим ему вкусняшку, ерунду, которая говорит ему о том, что мы думали о нем, пока были не с ним. И когда ребенок начинает что-то рассказывать – мы слушаем, как бы ни устали, мы общаемся с ним, а не игнорируем, так как нет сил. Иногда я говорю ему: «Заяц, я так устала, я пока не могу разговаривать. Сейчас посижу немного, и мы поболтаем». И он понимает, отходит, дает мне минут 30, и, если подходит снова – я разговариваю с ним, какую бы чушь он не нес. А если не подходит, подхожу я и спрашиваю, что он хотел мне рассказать. Иногда ему не терпится рассказать, как он ответил на уроке, иногда это истории про друзей или про то, как произошла неприятная ситуация. И мы с мужем вместе с ребенком разбираем эту ситуацию и думаем, как лучше поступить. Если ребенок позволяет себе некорректно выразиться – нельзя молчать. Мы спокойно говорим о том, что так не нужно разговаривать и всегда поясняем, почему. Мой супруг всегда настаивает на том, что ребенку дома должно быть тепло и уютно, он должен понимать, ощущать, что здесь все всегда «за него» и поддержат в любой ситуации. Только так он будет стремиться вернуться домой, а не пытаться сбежать, тем более в другой мир.

И вот когда я получила от своего сынули сообщение, что он пришел, до меня четко дошло еще и то, что не смотря на его уже адекватный возраст, когда дети проявляют самостоятельность, ему все еще очень нужна мама, внимание, и чтобы она проводила до двери, поцеловала, а потом встретила дома, хотя бы раз в неделю, в субботу. Или перед уходом чмокнула в щечку. А вечером мы поделимся с ним тем, что произошло за день, даже если не были вместе. Ведь дело не в том, сколько времени мы проводим с нашими детьми, а как мы его проводим. Здесь как никогда важно качество, а не количество. Ребенок, который чувствует поддержку и знает, что может поделиться и довериться, и получить не нагоняй, а дельный совет или помощь, всегда будет ценить свою жизнь выше, чем какие-то ЕГЭ, месть и ненависть к миру. В доме должно быть уважение ко всем членам семьи, а не приказы, по моему мнению. Я у сына спрашиваю даже какое постельное ему хочется постелить на этой неделе. Нет, мы не советуемся с ребенком по каждому поводу, мы не прислуживаем ему, готовя только его любимые блюда, и не защищаем, когда он не прав. Но мы его уважаем. Я не приказываю ему помочь по дому, а прошу помочь мне, и он с радостью это делает. Я не заставляю его стричься, если ему хочется длинные волосы, я не позорю его, если он поступил неправильно, а наедине спокойно объясняю, что было не так, как нужно и почему. Я его уважаю, как личность, как своего сына.

Детям в любом возрасте нужно уважение, внимание и нежность родителей. Нужно учиться их слышать и вести диалог, а не приказывать и запрещать. Дети же не собаки, они понимают все. И чем раньше начать вести с ними ДИАЛОГ, тем больше шансов, что никакие ЕГЭ, несчастная любовь и неприятности на работе не приведут к суициду. Потому что всегда есть те, кто угостит вкусняшкой, погладит, поцелует в щечку и скажет: «Я тебя люблю. Я рядом. Я тебе помогу, как смогу».