Главное политическое событие недели – отставка Александра Усса, который пробыл на посту главы региона почти 6 лет. Наверняка у многих красноярцев были свои иллюзии и надежды в отношении его губернаторского срока. Публикуем мнение редакции ТВК об отставке Усса.
«Вы уже надоели, пишете все про флагшток без флага да возможную отставку губернатора», – говорили журналистам две недели тому назад провластные политологи. Намекая, что никому не интересно и всем надоело. Но мы видели по комментариям в социальных сетях, что если кто-то и надоел красноярцам, то это губернатор Усс.
Ожидание и одновременно желание его отставки было настолько очевидным, что даже немного удивляло. Ведь если посмотреть объективно и рационально, по параметрам бюджета и социально-экономического развития, в крае все в порядке, не хуже, а по многим критериям даже лучше, чем в других регионах. И, тем не менее, факт остается фактом: социологические опросы, регулярно проводимые по заказу администрации президента, показывали стабильно высокий антирейтинг Усса. По этому показателю последние три года он неизменно оказывался аутсайдером среди других глав субъектов федерации.
В этом, наверное, и есть главный парадокс губернаторства Усса – впервые за долгие годы местный губернатор оказался самым непопулярным лидером региона чуть ли не за всю его историю. Причины этого многократно озвучивались местными политологами, и мы здесь, не претендуя на оригинальность, напомним их примерный перечень:
- Завышенные ожидания от «местного» губернатора
- Неспособность решить основную для большинства горожан экологическую проблему
- Многочисленные коррупционные скандалы в окружении
- Неадекватное общение с простыми людьми (знаменитое «качнуть права»)
- Неудачные высказывания («тушить пожары бессмысленно»)
- Лесной скандал с отставкой главы счетной палаты Давыденко
- Конфликт с основным налогоплательщикам края «Норникелем» и его последствия
- Непрофессиональная работа информационного и пиар блока краевой власти
Но, безусловно, главной и нерешаемой для имиджа Усса проблемой стала его собственная декларация и имущество семьи. Ну, невозможно было кого-то убедить, что угольный разрез, предприятия в строительной и лесной сфере, многочисленная недвижимость и другие активы были заработаны честным путем, без использования служебного положения. Так не бывает. Люди же не идиоты, прекрасно это понимали. Наше население может многое простить политику, но только не личное обогащение.
Невозможно представить, что красноярец кладет на одну чашу весов удачные проекты благоустройства (например, «Гремячую гриву»), на другую угольный разрез сына Усса, и начинает взвешивать, где больше плюсов. Соответственно, все публичные действия и заявления губернатора через эту призму воспринимались как неискренние и лицемерные.
Наверняка у многих красноярцев были какие-то свои иллюзии и надежды в отношении губернаторского срока Александра Усса. Для редакции ТВК самым неожиданным стало отношение губернатора к журналистам и независимым СМИ. Здесь был провозглашен революционный принцип «кто не с нами, тот против нас». Нетерпимость к любой критике и невозможность любых компромиссов. В какой-то момент все независимые СМИ просто перестали приглашать на любые мероприятия с участием губернатора – такого в Красноярске не было никогда, ни при одном другом губернаторе. Такое невозможно было представить ни при Лебеде, ни при Хлопонине – давних политических соперниках Усса. Хотя их в свое время критиковали не меньше.
«Необходим культ личности губернатора», – говорил на полном серьезе на совещаниях Александр Усс и приводил пример – как у Назарбаева в Казахстане (чем закончил Назарбаев, мы сейчас уже знаем). Все краевые министры и лояльные депутаты должны были теперь сопровождать свои посты в социальных сетях обязательными уточнениями: «по инициативе губернатора», «по поручению губернатора», «благодаря поддержке губернатора». Посмотрите посты этих чиновников в соцсетях и убедитесь, что так они все послушно и писали. Все, кто привык мыслить независимо и пытался критически смотреть на действительность, объявлялись нелояльными и чуть ли не врагами. Именно в эту логику вписывается и попытка закрыть телекомпанию ТВК, сыгравшую когда-то заметную роль в политической судьбе Александра Усса.
В 2020 году, по доносу несуществующего человека, на ТВК пришла проверка МЧС. Затем неожиданно и без объяснения причин расторг договор крупный федеральный кабельный оператор (как нам сказали его сотрудники, по настоятельной просьбе местного губернатора). Практически сразу после этого собственник здания, где ТВК находилось больше 20 лет, опять же без объяснения причин, расторг договор аренды. Все это происходило на фоне ковида и практически полной остановки рекламного рынка – момент для уничтожения был выбран вполне подходящий. Это был серьезный вызов и самое трудное время за всю историю компании. Но мы справились. Проверку МЧС отменили по суду как незаконную. Договор с кабельным оператором спустя год мы восстановили, а, самое главное, смогли переехать в собственное помещение, сохранив и зрителей, и коллектив.
Но сделали для себя печальный вывод: далеко не всегда наш, местный губернатор, лучше приезжего. Гораздо большее значение имеют человеческие качества и свойства характера. В этом смысле парадоксально, но губернаторство Усса во многом дискредитировало саму идею блока «Наши» – идею регионального патриотизма, с которой он начинал свою политическую карьеру и которой очень гордился.
Трансформация, которая произошла с Александром Уссом на посту губернатора, в каком-то смысле закономерна – мало кого неограниченная власть на одной отдельно взятой территории делает лучше. Но для этого и существуют СМИ – быть зеркалом, в которое иногда лучше посмотреться. Даже если очень хочется его разбить.
Ну, а про знаменитый флагшток – он ведь весь последний месяц так и простоял без флага. С того самого момента, как губернатор пытался договориться о своем втором сроке.
Все-таки символизм в политике и жизни никто не отменял.