В басне, которую две с половиной тысячи лет назад написал Эзоп, триста лет назад перевёл на французский язык Жан де Лафонтен и двести лет назад по-русски передал Иван Крылов, рассказано о лисице, которая очень хотела полакомиться спелым виноградом, не смогла до него дотянуться и отправилась восвояси, уверяя себя в том, что виноград плохой, ей не нужен, от него только вред:
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Это классический пример самообмана – особой разновидности лжи.
САМООБМАН – ложь, направленная на себя и предназначенная, в первую очередь, для себя, собственного успокоения и подгонки реальности под приемлемую (удобную) для себя картину. Занимаясь самообманом, человек лжёт самому себе. Убеждает себя в том, чего нет.
Думаю, что это сложная задача. Но масса людей с ней легко справляется, напяливая на себя очки, которые кучи гниющих отбросов превращают в райский сад. Надо нос зажимать, а они полной грудью вдыхают миазмы и радуются, да ещё приговаривают: «Что за дивный аромат, право, с оттенком апельсиновых цветов».
Чтобы видеть и обонять этот фиктивный сад в ход идут различные средства. Очень часто при самообмане используются новый канон, ложное обобщение и ложная аргументация.
Любой человек может попасть в ситуацию, когда у него возникает потребность в самообмане. Вспомним, что Александр Пушкин написал в «Признании»:
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Через сто лет об этом же по другому поводу в стихотворении «Обманите меня... но совсем, навсегда...» пишет Максимилиан Волошин:
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обман.
Но человек человеку, обман обману и желание желанию – рознь. Есть такой, что вреда другим не принесёт, общую картину не исказит, а есть противоположный. Одно дело, когда ты похож на безобидную и мудрую лисицу, которая стабилизирует своё внутреннее состояние. И совсем другое – когда ты напоминаешь страуса, который зарыл голову в землю (песок, отходы, отбросы) и отрицает реальность в целом.
Живёт себе уборщица подъездов, хорошо моет полы, качественно, на совесть, с любой тряпкой на ты, всякий веник приручит, к каждому плинтусу особый подход найдёт. Но с каждым шлепком тряпки о мокрый пол вбивает себе в голову мысль: «Я первый в России женщина-режиссёр». И очень скоро эта мысль становится настолько привычной, что подъезд уже не подъезд, а сцена, что жители дома уже не жители, а восторженные зрители и они её не матерят, не пинают, а восхищаются ею и рукоплещут, не жалея ладоней.
Самообман что-то вроде кустарной психотерапии. Уверен, она многим помогает. И всё бы было ничего – мало ли кто и что себе под нос бормочет. Но дело всё в том, что профессионально увлечённый самообманом человек очень скоро от окружающих начинает требовать, чтобы они к нему относились как к плоду его собственных фантазий.
То есть уборщица подъездов в мутной луже грязной воды видит себя реформатором театра и требует отношения к себе как к реформатору: почтение, награды и признание мнимых заслуг. Тут и возникают проблемы не у неё, а у окружающих. Им приходится вырезать из консервных банок медальки и искать иные способы поощрения прислужницы Мельпомены королевы ведра и швабры.
Ещё большие проблемы возникают тогда, когда прогружённый в самообман человек поневоле на секунду приоткрывает один глаз и видит, что мир вовсе не таков, каким он себе его выдумал. В этой ситуации, чтобы уберечь иллюзию, он способен на открытую агрессию и убийство. Когда зеркальце в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина сказало царице, что царевна красивее её, та приказала:
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Так что опасайтесь говорить владычице помойного ведра, что она владычица помойного ведра. В лучшем случае окатит грязной водой из ведра, а то и шваброй саданёт. Потому что самообман – реальная угроза и проблема для окружающих. Помните: показывать существу в плену самообмана его настоящий портрет очень опасно.
Но это игрушки по сравнению с тем, что в советской России людям навязывали необходимость убедить себя в том, что они бездушные машины. Для этого пропаганда использовала целый арсенал средств, в том числе ставила на бесконечный повтор песни типа:
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца пламенный мотор.
Самообман граничит с самовнушением. Но они не тождественны. Самовнушение – установки на будущее, а самообман – тупое отрицание настоящего. Он злейший враг осознанности. А без неё ничего позитивного у наших читателей и у тех, кто нас пока не читает, получиться не может.
Вам будет интересно:
Для чего козе баян? или Дистанцирование
Зачем черепахе крылья? или Новый канон
Конь в пальто, или Ложное обобщение
Любимым часы не дарят! ,тАк сказАть, рассказал почему
Чего не знает сам Незнайка? Не знает или тщательно скрывает? Выясним ,тАк сказАть,
Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?