Юрию Назарову – 86!
Народный артист России Юрий Назаров известен не только своими прекрасными ролями в картинах «Андрей Рублев», «Зеркало», «Горячий снег», «Земля Санникова», «Маленькая Вера», «Апостол» и еще примерно 200 кинолентах, но и своим максималистским, бескомпромиссным характером, верностью юношеским идеалам. Редчайший случай – и актер прекрасный, глубокий, многоликий, многогранный и трибун с непримиримой позицией ко всему на свете. «Свою правду» он долгие годы яростно отстаивает с экранов, на кинофестивалях, в поездках с музыкально-поэтическими программами – от Калининграда до Благовещенска и Находки. Именно про таких писал поэт: «Гвозди бы делать из этих людей!»
Что любопытно, родился будущий актер в один день с Карлом Марксом и газетой «Правда» - 5 мая. И был правдоискателем, сколько себя помнит. В 17 лет приехал из Новосибирска «штурмовать Москву», сходу поступил в Щукинское театральное. Казалось бы, о чем еще мечтать? Но юноша быстро понял, что для актерской профессии ему не хватает жизненного опыта.
Как потом рассказывал Юрий Владимирович: « И тут меня тоска взяла! Я должен нести какую-то правду. А что я мог рассказать в 17 лет? А тут партия звала на целину… и я загорелся!» Не окончив даже первый курс, Назаров уехал в Казахстан - разнорабочим на строительстве железнодорожных мостов. Затем трудился на стройке, в сибирском колхозе, молотобойцем в кузнице в одной из станиц на Дону. Только через несколько лет вернулся, закончил «Щуку». Как теперь с улыбкой говорит Юрий Назаров: «Тяга к кино и театру победила все!»
СМЕНИЛИ «БЕЗУМНЫЙ СОЦИАЛИЗМ» НА «БЕЗУМНЫЙ КАПИТАЛИЗМ»
- Юрий Владимирович, в картине «Кровные братья» вы сыграли старого опытного зэка, «вора в законе». А встречались с подобными криминальными «генералами» в жизни?
- Наверное, встречался, не помню… Все-таки немалую жизнь прожил. Да и вообще в нашей стране с ворами очень сложно - у нас же все время идеализировали воров!
- Неужели?
- А как же? В Советское время всеобщим любимцем какой шикарный был вор - Остап Бендер! Хотя он против нынешних воров – вошь мелкая. Он, придурок, мечтал о миллионе, а нынешние наши олигархи одним махом 100 миллионов – хвать! И это, вроде, в порядке вещей.
- Вы сами какой идеологии придерживаетесь?
- Коммунистической. Хотя ни в какой партии не состою. Идеология была прекрасная, она в этическом смысле не имеет никаких расхождений с христианством. Но христианство на сказке, легенде базировалось, а коммунизм – на науке. Я считаю величайшей трагедией развал Советского Союза. Его называли империей зла, но я горжусь, что родился и жил в этой «империи», где были творчество, труд, уверенность в будущем, и, поверьте, было намного больше счастливых людей, чем сейчас.
- А как же двойная мораль, дефицит, «колбасные электрички»…
– Всё это было, но коммунизм не к тому призывал. Он призывал к созиданию, ответственному отношению к делу, к себе. Как в песне поётся: «В буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» Я не идеализирую советское время, нет. Зачем идеализировать? Если бы там всё было хорошо, советская власть не рухнула.
А сегодня что? Сегодня - страна изгоев, страна предателей, понимаете? Идея была прекрасная, а исполнение – маразматическое. У нас был «безумный социализм». Мы тогда завидовали Западу, потому что там капитализм всё-таки разумный. И вот мы сменили свой «безумный социализм» на «безумный капитализм». И это ещё хуже получилось, ещё страшнее и бессовестнее! Это получилось у нас от нашей темноты, необразованности, от нашего хамства. Коммунисты давали образование и подняли науку, культуру, производство, индустрию. И великая держава была. А сейчас угробили даже лучшее из того, что было!
- Интересно, вы своих внуков в таком же, коммунистическом, духе воспитываете?
- У меня пятеро детей, девять внуков и двое правнуков даже… Их родители воспитывают. Я уже ни во что не вмешиваюсь, мне девятый десяток, слава тебе господи! Давным-давно на пенсии. Но я ведь работаю ещё. Снимаюсь, на кинофестивали езжу со зрителем поговорить о нашем житье-бытье, иногда выступаю с просветительскими программами по мировой и русской классике. Пока, слава тебе господи, кому-то нужен.
«ГЛАВНОЕ, ЧТО Я – НЕ ПРЕДАТЕЛЬ»
- Вы преподавали актерское мастерство во ВГИКе. У вас, должно быть, много учеников?
- Да бог его знает! Взять кого-то за шкирку и пестовать? У каждого своё миропонимание, каждый берёт от жизни своё. И потом это у них нужно спрашивать, кто их учителя.
Я, например, считаю себя учеником Валентина Ивановича Зубкова, он играл в картинах «Трое вышли из леса», «Летят журавли», «Иваново детство». Его уже нет, умер в 1979-м. Сам он знать об этом не знал, но я у него учился, хотя он, кстати, непрофессиональный актёр. Но как работал! Я обожал и Николая Крючкова, и Бориса Андреева, и Михаила Ульянова, и Евгения Матвеева. Манеру игры ни у кого не перенимал, просто смотрел, запоминал, как человек относится к делу. И когда мне говорили про того же Николая Афанасьевича Крючкова, что он ночи напролёт водку пьёт, в карты играет, я этого не слушал. Ведь в кадре-то он всегда – как огурец! Понимаете? Режиссёр Иван Пырьев удивлялся: «Коля, ты что, двужильный, что ли?» Отношение к делу – главное! А что там за кадром – это никого не волнует…
- Но сейчас-то тоже вряд ли кто-нибудь нетрезвым придет на съемку? Один раз придешь – и тебя продюсер пинком под зад!
- Сейчас, конечно, на съёмках тоже строго. Но это не из-за отношения к делу, а финансовая дисциплина держит, то есть сугубо деньги, гонорары... Нравится это или не нравится, но я говорил всегда своим студентам-вгиковцам, что смысл актерской профессии, да и вообще всей жизни, ребятки, в труде и постоянном просвещении, в том, чтобы становиться людьми, а не оставаться в животном состоянии.
- Вы всегда были таким правдорубом?
- В первую очередь, я – не предатель! Я не могу предать свою юность, свою молодость, свое октябрятство, пионерство, комсомольство. Не могу и не хочу! И в работе всеми силами стараюсь быть верным завету Сергея Аполлинарьевича Герасимова, который говорил, что «в искусстве можно все, кроме порнографии и антисоветчины». Но порнография мне уже не грозит, не рискнут меня пригласить на такое «ответственное» дело. А антисоветчина для меня – это когда ложь, брехня и холуйское подмахивание Западу. Стараюсь совесть не предавать и во лжи участия не принимать.
«МОЕГО СЕРЖАНТА УХАНОВА НИКАКОЙ МАРЧЕЛЛО МАСТРОЯННИ НЕ СЫГРАЕТ»
- У вас сейчас есть возможность выбирать роли?
- У меня всегда была эта возможность. Я всегда выбирал. Бывает, что и посылал куда подальше.
-?!
- А вы только послушайте, в чем мне предлагают участвовать! Например, недавно предложили сняться в такой фантасмагории. «Империя зла» - Советский Союз – мечтает завоевать Америку. Я всю жизнь в СССР прожил и не помню такой мечты… По сценарию я должен был играть генерала, который хочет высадить нашу армию на американский континент. Но так просто, без причины - неудобно, надо, чтобы это выглядело «цивилизованно». Каким-то лазером наши учёные наслали туда цунами, смыли берег. И высадили советские войска «якобы» в порядке гуманитарной помощи. Ну не бред?!
Другой пример – тоже на тему Советского Союза. На сей раз там решили вывести образец универсального раба, для чего собирались спарить женщину… с гориллой. Мне предлагали роль смотрителя за этими самыми "кроликами подопытными". И это на полном серьезе! Я их, конечно, послал...
- Голливудское кино вам совсем не нравится?
- Ну, почему? Были замечательные фильмы, например, «Ревущие двадцатые, или судьба солдата в Америке». Но сегодня, когда весь холуяж перед ними, трепетание: «Ах, Голливуд, Голливуд, Голливуд!» Это меня бесит. Есть и у нас кое-что. И Шукшин у нас был, и Тарковский. Тот же «Андрей Рублев» сейчас чуть ли не в десятку мировых кино шедевров входит. Лучше нас никто не разберется в солдатской душе, ее зигзагах и изгибах. Моего сержанта Уханова из «Горячего снега» никакой Марчелло Мастроянни не сыграет, при всех его блестящих способностях. Потому что надо знать нашу жизнь…
- Сейчас бы кого хотели сыграть?
- Да никого бы не хотел! Я бы хотел, чтобы страна пришла в себя. Чтобы мы перестали быть идиотами, предателями, холуями! Ну, о чём можно говорить, когда в Петербурге, «культурной столице России», библиотеку назвали именем Ельцина?! Это как? Хама, предателя! Стыдобушка! И могила у него огромная на Новодевичьем кладбище. Его надо было под осиной похоронить! Он все христианские заповеди нарушил…
«ИСКУССТВО – ЭТО СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ»
- Вы часто апеллируете к христианству. Вы сами верующий, православный? В церковь ходите?
- Чего я там забыл? Какая разница – верующий - не верующий, крещёный-некрещёный. Как меня учили в школе, так я всё это и принял. Я – материалист! Да, многие у нас сейчас говорят, что они христиане, православные. А они язычники ещё! Два моих покойных друга, которым, на мой взгляд, помогли на тот свет отправиться – реставратор Савва Ямщиков и писатель, философ Юрий Петухов, оба истово верующие, как-то сказали, не сговариваясь: к великому сожалению, русская православная церковь ныне не с народом! Во, как!
- Традиционный вопрос: у вас есть любимая роль?
- Я снимался у многих режиссеров. Но особенно запомнился, конечно, гениальный Тарковский, его «Андрей Рублев». У Тарковского ни капли крови и пота актерской не проливалось даром, все входило в картину. Работа у него давала ощущение величайшего счастья, потому что его точно также волновали проблемы нашей страны, как они волновали всех наших классиков - Пушкина, Тютчева, Толстого. Вы только представьте: Тарковский, глубоко проникая в XV век со своим «Рублевым», для нашего времени что-то очень важное находил. Находил ответы на многие вопросы.
Еще очень люблю работу в фильме Георгия Калатозишвили «Сибирский дед». И вроде герой там у меня «не наш» - поручик Антон Тихомиров, каратель. Но в нем - черты многих героев нашей классической литературы, которых объединяют переживания за Россию: куда она идет? Зачем? Я бы эту роль еще и еще всласть поиграл. Больше такого и не вспомню. Чаще ведь сыграл - и с плеч долой.
- В список любимых входит знаковая для целого поколения картина «Маленькая Вера»?
- В моей книге целая глава посвящена «Маленькой Вере», называется «Мой злосчастный триумф». Это уникальный фильм в моей творческой биографии. Потому что когда меня хвалят за него, я думаю: да, есть за что похвалить. Когда ругают на чём свет стоит, я и с этим соглашаюсь всей душой и сердцем. Это хорошая картина, она очень точная, его герои узнаваемы. И вроде правдивая. Но не до конца. В «Маленькой Вере» есть только одна сторона - темнота, мрак, дурь наша беспросветная. Фильм показывает, как мы плохо живём, но как из этого вылезти, не говорит. Для меня же искусство - это всегда свет в конце тоннеля.