В преддверии радоницы и поездки к «родному пепелищу... и к отеческим гробам» (с) в Старую Купавну.
Как я уже рассказывала, именно отсюда есть и пошла наша отцовская фамилия. Если лень читать, то кратко: купавинские фамилии Поляковых, Чуркиных, Фалилелевых (или Филилеевых, все еще неясно), и как недавно выяснилось: Еремеевых, Кузовкиных (см. ниже), все это - наши родовые фамилии.
Большинство из представителей этих фамилий работали на знаменитой когда-то текстильной фабрике братьев Петра и Ильи Семеновичей Бабкиных, купивших в 1833 году фабрику и село за 120 000 рублей и развернувших тут производство сукна. Предприятие было успешным, помимо гос.подрядов, сукно продавалось в лавках Москвы, Петербурга, на Нижегородской ярмарке и даже в Китае, где купавинское сукно успешно конкурировало с сукном немецкого и английского производства!
Подумать только, в те времена Китай покупал у нас сукно, а не наоборот!
К середине ХIХ века Купавинская фабрика стала крупным и ведущим суконным предприятием России и входило в тройку лидеров в Российской империи, но достигалось это не только модернизацией производства, но и нечеловеческими условиями труда.
Бабкины сократили пособия на содержание престарелых и инвалидов, отменили плату за вынужденные прогулы, не повысили жалованье при увеличении цены на хлеб, как это делал предыдущий собственник, князь Юсупов. Они не открыли училище для детей и богадельню для престарелых. Загородив оба берега запруженной речки Купавинки, фабриканты Бабкины объединили эту землю со своим участком, с лесом, плотиной и мельницей. Другую мельницу порушили, не приняв во внимание интересы купавинцев. Кроме того, Бабкины объявили своей собственностью и жилые дома рабочих. Эти действия привели к «хлебному» бунту в 1834 году, который был очень жестоко подавлен.
Этим событиям даже посвятили книгу, изданную в 2017 году, но найти мне ее пока не удалось.
В апреле 1853 г. фабричные Купавинской фабрики, имевшие статус «посессионных крестьян», в результате т. н. «кисилевской реформы» были освобождены и большинство из них перешли в мещанское сословие, став мещанами г. Богородска. Купавна получила статус «подгородной слободы». Значительная часть фабричных были недовольны результатами «освобождения» и волнения на фабрике были продолжительными и охватывали большинство населения. Многочисленные споры, судебные разбирательства между владельцами фабрики и рабочими происходили вплоть до 1880-х годов.
Тут надо сделать еще одно книжно-лирическое отступление. Интерес к фабрике Бабкиных и Старой Купавне соответственно (и мой тоже) подогрел выход в 2022 году книги Галины Ульяновой "Купчихи, дворянки, магнатки", где целая глава уделена наследнице Ильи Бабкина - дочери Марии, в замужестве Матвеевой (почитать можно в галерее или тут ), управлявшей фабрикой с разной степенью успеха во второй половине 19 века.
К чему все эти даты и лирические отступления?
Не знаю как вам, а мне интересно сопоставлять ИСТОРИЮ с маленькими историями. Например, моей семьи, моих прадедов и прабабок, события - с датами жизни их жизни (насколько мне удается это выяснить при изучении своей родословной).
Тогда и пробелы между датами жизни моих наполняются историей.
Пока я добралась примерно до 30х годов 19 века, как раз примерно до времени тех самых Бабкиных и обнаружила в роду новые фамилии: Кузовкиных, Еремеевых, далее пока следы теряются, нити обрываются.
А что фабрика? От фабрики остались одни воспоминания, даже музей истории купавинской фабрики (позднее - ЗАО "Текстильная Фирма КУПАВНА"), открытый еще в 1973 году, канул в лету со сменой очередного собственника в 2000х годах. Фотоальбом с небольшой частью старых фото из бывшего музея ЗАО "Текстильная Фирма КУПАВНА" вы можете посмотреть по ссылке, а реальное состояние фабрики, доехав до города:
Мечта, конечно, попасть на колокольню Свято-Троицкого храма, чтобы снять похожу панораму:
А пока, съезжу за свежими фотографиями к «родному пепелищу... и к отеческим гробам» (с)
Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.
Я на других площадках: