Вопрос " как читать" с наибольшим комфортом и наименьшими потерями сил и времени волновал специалистов с древности. Вспомним еще раз Плутарха. В своём сочинении "Как юноше слушать поэтические произведения" Плутарх акцентирует внимание на том, как важно приучать юношей к мысли, что при чтении и слушании они "прежде всего должны искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу". Особенно важно при этом такое воспитание и формирование образа мыслей, которое сделает безвредным чтение поэзии " так что при хороших словах и делах он будет испытывать подъем и воодушевление, а дурное вызовет в нем отвращение и негодование". Ослепленный громкими именами известных авторов, юноша, обращая внимание на " сутулость Платона" или "шепелявость Аристотеля"и подражая им в этих внешних признаках, "незаметно для себя станет восприимчивым ко множеству дурных вещей". По сути упрек некоторых нашим современным читателям, выискивающим дурное в биографии того или иного поэта, писателя, другого деятеля, вместо наслаждения творчеством. Были и попытки придумать разные приспособления для удобства чтения.
На рисунке приспособление для удобства чтения. А вот другое.
Библиотечно-библиографический всеобуч - практическое внедрение идей И.К.Кирипичевой о библиотечно-библиографической ориентации читателей оказался самой перспективной формой помощи читателям и в поиске нужных источников и необходимой информации, и о том, как работать с информацией и что это дает в профессиональной и досуговой деятельности. Этому предшествовал проведенный И.К.Кирпичевой серьезный научный анализ опыта работы различных библиотек и выявлены недостатки. Основными недостатками являлись следующие: единичные мероприятия, увлечение одними формами в ущерб другим, методика изложения материала, отсутствие системы и преемственности в библиотечно-библиографической ориентации читателей, недооценка роли библиотечно-библиографической ориентации, тормозящие качественное библиотечно-информационное обслуживание, полноценное использование всех возможностей и информационных ресурсов библиотек, профессиональное и интеллектуальное развитие читателей. Заметный подъем работы по библиотечно-библиографической ориентации читателей в вузовских библиотеках наблюдается после принятия решения на заседании Библиографической комиссии совета по вопросам библиотечной работы Министерства культуры СССР «О создании системы пособий по библиотечно-библиографическим знания» 1960 г и выхода в свет в 1961 г «Программы курса библиотечно-библиографических занятий для студентов всех специальностей вузов». Изучение круга вопросов, связанных с ролью и основными видами библиографии, организации библиотечно-библиографического дела в СССР и справочно-библиографическим аппаратом библиотеки позволил читателям более рационально отслеживать новую литературу, самостоятельно ее выбирать, составлять список для своей самообразовательной, научной, производственной, досуговой деятельности. Работа библиотек по обучению читателей этим навыкам проводилась на основе дифференцированного подхода с учетом всех возрастных, профессиональных, образовательных признаков, а также степени их библиотечно-библиографической подготовленности. Читателям, не имеющим опыта самостоятельной работы с книгой, в первую очередь библиотекари пропагандировали рекомендательные указатели, списки, картотеки, наиболее близкие по теме производственной деятельности. Для группы читателей, обладающих некоторым самостоятельным опытом работы с книгой и сведениями по библиографии (а это преимущественно интеллигенция, партийно-комсомольский актив, пропагандисты, агитаторы) проводились занятия, помогающие упорядочить, пополнить, систематизировать знания, привить рациональные приемы всех частей справочно-библиографического аппарата библиотеки. Для учащихся общеобразовательных школ приоритетны вопросы формирования культуры чтения, навыков самостоятельной работы с книгой. Для учащихся средних специальных учебных заведений в обучении основам библиотечно-библиографической грамотности акцент делался на профиль данного учебного заведения. Студентам вузов в первую очередь предлагались вопросы разыскания, отбора, группировки литературы, оформления списков к рефератам, курсовым и дипломным работам. Для научных работников наиболее важным являлись знания широкого круга справочно–библиографических изданий отечественных и зарубежных. Результаты исследований И.К. Кирпичевой убедительно демонстрировали влияние библиотечно-библиографической подготовки читателей на производительность их труда и эффективность использования библиотечно-библиографических курсов страны. Благодаря такой подготовке в масштабах страны была ликвидирована бесполезная трата времени и материальных ресурсов, ибо нередко посылались в командировки для изучения опыта, который уже был подробно освещен в профессиональной литературе, а диссертанты вместо 3-5 месяцев на разыскание и изучение литературы по теме своего исследования тратили 1-2 года. Изучение библиотеками роста уровня библиотечно-библиографической подготовленности читателей позволяло библиотекарям совершенствовать приемы индивидуальной информации в соответствии со ступеньками читательского роста, а читателям подниматься вверх по лестнице своей читательской и профессиональной квалификации. Благодаря возрастающему уровню читательской квалификации заметно возрастал информационный потенциал научных трудов ученых и специалистов. Последовательная библиотечно-библиографическая подготовка читателей позволяла более широко и глубоко извлекать необходимую информацию. Необходимость проведения специальных мероприятий по формированию умений работать с книгой традиционная задача педагогов и библиотекарей. В практику работы библиотек органично вошли равно как ранее применявшиеся библиографические семинары и уроки, лекции, консультации, беседы, обзоры литературы и библиографических пособий, экскурсии, книжные выставки, плакаты, так и новые формы: дни библиографии и дни пособий, различные викторины и библиотечно-библиографические игры, специальная библиографическая игра «информина». Одной из удачных форм обучения читателей рациональным приемам поиска литературы в библиотеке явились разработанные Э.Л.Шапиро применительно к республиканской НТБ Латвийской ССР логические схемы по вопросам поиска литературы, в основу которых лег принцип логического расчленения действий читателя на этапы и операции, алгоритмизация поиска информации в каталогах библиотек, в библиографических пособиях, в самих изданиях. Алгоритмизация действий по восприятию, усвоению, переработке информации является одним из стержней технологии динамического чтения.
Информационная ситуация этого периода потребовала разрешения вопроса информационных перегрузок читателей. Появившиеся в 60-е годы статьи по быстрому ( динамическому, развивающему, скорочтению) чтению вызывали бурные дискуссии и у специалистов, и у читателей. В 1966 г И.З.Постоловский и Е.Г.Семенов начали обучать читателей динамическому чтению на базе Одесского института связи. Проводятся научные исследования по динамическому ( быстрому) чтению в Москве, ленинграде, Новокузнецке и других городах. Эти работы позволяют не только по-новому посмотреть на традиционную проблему формирования культуры чтения, но и говорить об этой проблеме как о направлении «информационной профилактики» читателей и составляющей, но не рассматриваемой с этой точки зрения специалистами, библиотерапии.
Таким образом, этот период можно обозначить как начало нового подъема в решении проблемы «как читать» в соответствии с возрастающим в геометрической прогрессии информационным потоком.
Иллюстрации взяты из открытых интернет-источников.