Мой дед - уроженец маленького якутского селения Кобяй, история которого известна с 1639 года. Когда он был маленьким, его дважды спасла от смерти удаганка, родственница из рода матери.
У деда был старший брат, Вася. Со слов сестер и матери, ребенком он часто падал на пол и говорил: "Я скоро умру, после меня родится мальчик, его тоже будут звать Вася. Он будет в десять раз лучше и умнее меня". Так и случилось. Вскоре родился мой дед.
Сами истории случились в 50-х годах 20 века. Моему деду Василию было тогда не больше шести лет. В то время люди в Кобяе жили очень разбросанно в тайге, по берегам таежных озер. Связи между домами, особенно в зимнее время, практически не было. Я уже не говорю про отсутствие больниц, врачей и лекарств. Мой дед с семьей жили у сестры матери Варвары. Она была удаганкой.
Удаганки - шаманы в женском обличье. Отличались большей силой и своими особенностями. Например, они могли путешествовать и обладали магической силой не только в Срединном мире, как шаманы, но и в Верхнем и Нижнем мирах. Удаганки могли превращаться в различных сакральных животных и даже после смерти наводили ужас на местных жителей, которые старались стороной обходить места их захоронений. Народная молва гласит, что удаганки обладали даром лечить людей, вызывать дождь, помогать людям, но и гнев их был ужасен: за какую-либо провинность человек мог навлечь на себя болезни, беды и всякого рода несчастья.
В первый раз мой дед заболел сильной головной болью. Несколько месяцев он был прикован к постели. Далее с его слов: "Однажды мама хотела поправить мне постель и дала меня на руки Варваре. Она посадила меня на колени и начала камлать".
Считается, что камлание - ритуальный шаманский обряд, обычно проходивший с помощью бубна и ритуального пения. Однако у каждого шамана и удаганки была своя особенная техника вхождения в транс. В частности, некоторые могли камлать и без бубна и пения, издавая животные звуки или при помощи других инструментов.
"Когда она крикнула, я вскочил на ноги и мама схватила меня. Удивительно, Варвара сказала, что пришел дух ее умершего мужа Ивана, известного шамана и что дух сказал ей, что потерял сына Николая, которого призвали на войну. Потом мы узнали, что Николай действительно умер в Иркутске, даже не доехав до фронта. После этого я пошел на поправку"
Второй случай произошел спустя пару лет: "Мы играли в месте, где заготавливали лед. Я тогда поскользнулся и упал прямо на острый кусок льда. Чуть не потерял сознание. Вскоре я стал весь коричневый, сильно болела печень. Когда болел, был очень слабым. Не мог даже ходить. Возле дома я собирал землянику ползком, на четвереньках и ел. Это было осенью, а выздоровел я только к лету и то, благодаря той же Варваре. Она дала маме трех щук и сказала, помыть их теплой водой и в этой слизистой воде искупать меня. Мама так и сделала и я пошел на поправку. После этого я не должен был есть щуку три года."
Так, благодаря удаганке эджиий Варваре, мой дед остался жив. К слову сказать, он и сам всю жизнь видел вещие сны, которые потом сбывались. Завтра ему бы исполнилось 89 лет...