26 подписчиков

Приёмы растушёвки Пастели на компьютере

Кисть №3 в программе "Стереометрия и Анимация" функционально работает как пастель. При активированной клавише "рисуем" кисть оставляет на рисунке затухающий след, а если этот режим отключён, и клавиша имеет серый цвет, то тогда движениями стилуса можно проводить растушёвку.

Всё будто бы, как при рисовании обычной пастелью, да не совсем.

Компьютерный метод рисования пастелью с последующей растушёвкой даёт художнику совершенно необычайные преференции. Это – двух шаговое рисование тонкими линиями.

Идея этого способа очень интересна. Экран ноутбука ограничен в размерах, а кисть больших размеров груба. Можно, конечно взять кисть с размером пятна 1 или 2 пикселя, но изображать что-то, кроме совсем мелких предметов, такой кистью трудно. А если тонкую линию тушевать, так как мы тушуем обычную пастель – большим по размеру пальцем, то в след растушёвки внесёт свой вклад и окружение тонкой линии, и в результате чёткость тонкого следа сразу же пропадёт.

Да, это именно так в натуральной пастели. И художники про это знают, и вместо пальца они используют, например, ватную палочку – её тушующая поверхность размером поменьше. Однако, как я уже говорил, при цифровом рисовании с использованием растушёвки, возможны фокусы.

Кнопка с буквой «Е», появляющаяся на левой панели, дублирует клавишу E латинское. Вынесена она на видное место потому, что используется часто. Что делает эта кнопка?

Кликаем по ней один раз, и рисунок считывается на поле_6, лишаясь первых бит цвета. После второго клика рисунок возвращается обратно и закрепляется, но уже без своих первых бит. Ровно никакой разницы мы не заметим – младшие биты цветовых компонент на изображение практически не влияют.

Теперь будем рисовать тонкую линию выбранным цветом, но сделаем это хитро – какой бы цвет мы не выбрали, в нем при рисовании (делается это в опции_1) будут установлены в 1 первые биты каждой из трёх цветовых компонент. То есть 1 вместо 0, 241 вместо 240, и т.д.

кнопки управления рисованием
кнопки управления рисованием

Начертив на рисунке тонкие линии, делаем заключительный шаг – кликаем по кнопке "рисуем" и переходим в режим растушёвки. В опции_1 растушёвка у нас тоже особенная – к тушующему пальцу-кисти не прилипает краска, имеющая чётные компоненты цвета, зато при окраске рисунка кисть добавляет в цвет первые биты.

Поэтому ситуация при растушёвке получается иная, чем та, с которой художник имеет дело используя натуральную пастель – опуская стилус на тонкую черту, мы напитываем пиксели кисти только нечётным цветом, и затем, когда ведём стилус поперёк к черте, или с наклоном к ней, получаем прекрасную растушёвку во всю ширину выбранного размера кисти. Кисть для выставленного размера 2 или 1 в растушёвке автоматически делается шире, поэтому даже и переключать размер кисти не нужно.

рисование и тушёвка
рисование и тушёвка

Как происходит растушёвка попрёк нарисованной черты, вы можете видеть на иллюстрации – делая многократно тушующие движения в одном направлении, мы каждый раз усиливаем цвет и удлиняем следы растушёвки. Фактически, тушуя пастельной кистью, мы ею рисуем. Получаемые ласы можно затушевать, а можно и оставлять в качестве интересной фактуры – на натюрморте дольки лимона в разрезе рисовались именно так.

Весь натюрморт целиком, даже мелкие его детали, сделан описанным выше способом трёх ходовой растушёвки. Лишаем рисунок первых бит – рисуем черту – тушуем. Тонкой или широкой будет первоначально проведённая черта, значения не имеет, для более широкой черты процесс ускоряется, но сущность его не меняется.

начало рисования
начало рисования

Проводя же стилусом вдоль черты, мы делаем её края мягче, сглаживаем шероховатости, а потому результат смотрится как очень тонко выполненная работа. Широкой кистью на рисунке небольшого размера – в программе есть опция, увеличивающая фрагмент вдвое для более тщательной работы с ним, но я эту опцию даже не использовал, описанная техника приносила отличный результат.

продолжаю рисование
продолжаю рисование

В маленьких треугольных разрезах покрывала я сразу прочерчивал тонкой линией уголки и затем тушевал их по направлению к центру. Косточка лимона сделана точно так же, только острый краешек ластиком чуть-чуть подправил.

Не получилось задуманное – счищаем синим ластиком или очищаем рисунок кнопкой «cls», или считываем рисунок с поля_6 и рисуем наше небольшое прибавление заново. Так и двигаемся, короткими последовательными шажками.

результат
результат

Результат более похож на тонко выполненную акварель, нежели чем на пастель, оно и понятно – подобной техники в реальной живописи не существует.

Описанная трёх-ходовая схема работы с пастелью на компьютере является своеобразным ноу-хау, она проста, эффективна и практически очень удобна. Подобной техники работы кистью в имеющихся редакторах я не встречал.

__________

20.04.2023

Кисть №3 в программе "Стереометрия и Анимация" функционально работает как пастель.-6