Найти тему

Ошибки врачей и руководителей медорганизаций при подаче иска о защите чести, достоинства и деловой репутации

Оглавление

Ходит мнение, что иски о диффамации (так называются иски о защите чести, достоинства и деловой репутации в профессиональной юридической среде) достаточно просты в доказывании и обосновании. И, в принципе, достаточно доказать факт распространения негативных в отношении вас сведений и всё будет хорошо.

На самом деле на наш взгляд иски о диффамации одни из самых сложных в российском судопроизводстве. Какие ошибки чаще всего типично допускают именно врачи предлагаем обсудить далее.

Первая ошибка.

Отсутствует фиксация факта нарушения ваших прав. В частности факта распространения сведений не соответствующих действительности или порочащих вашу репутацию.
-2

Это, пожалуй, достаточно досадная и банальная ошибка. Но в отсутствии юридического образования либо опыта работы именно с такой категорией дел она чаще всего и допускается. Грубо говоря, вышел «горящий» сюжет по телевидению о враче-коновале докторе Иванове. И, конечно, доктор Иванов порвал на себе рубаху, пытается пойти в суд, и взыскать с редакции телеканала или даже журналиста, который этот ролик снимал, монтировал и создавал, кругленькую сумму денег.

При этом доктор даже не удосуживается сохранить эту видеозапись. Не говорим уже о том, чтобы доказать, что эта видеозапись прошла сюжетом в такое-то время, на таком-то телеканале и увидели его такое-то количество человек.

Что ещё здесь важно, можно и нужно даже сделать?

Это нотариально зафиксировать доказательства факта распространения. Конечно, суды сейчас чуть проще начали относиться к скриншотам, видеоматериалам, пересылкам и всему тому, что вы можете сделать сами. Но самые железобетонные доказательства в этом вопросе — это нотариальное свидетельство факта, который распространён, например, в сети интернет.

Вы идёте к нотариусу, фиксируете негативный отзыв, нотариус даёт вам специальную бумагу. И одна из важнейших задач, которая стоит за истцом (человеком) чья честь, достоинство и даже деловая репутация поруганы и попраны обидчиком, уже доказана. И вы уже половину дела сделали.

Вторая ошибка.

Готовя исковое заявление врачи и руководители медицинских организаций не понимают в чём разница между честью, достоинством и деловой репутацией. Забрасывают это всё в один иск, шаблоны в интернете, в принципе, об этом свидетельствуют.

Но на самом деле важно отличать одно от другого именно для того, чтобы вы понимали как правильно формулировать просительную часть иска. И какую доказательную базу вам нужно приводить. Если очень упростить, то честь — это то, как вашу персоналию воспринимают извне, то как вас видят окружающие люди, некая социальная роль. Например, адвокат врачей. Люди видят его социальную роль. И кто-нибудь в интернете расскажет, что он такой-сякой адвокат пациентов ведущий себя так-то и так-то. Он возмутится, потому что его честь здесь задета.

Достоинство — это нечто внутренне, то как вы сами себя воспринимаете. Вот вы, вы человек, вы вот такой-то. Вы свою социальную функцию (роль) сами воспринимаете именно такой.

Например, кто-то обозвал вас гулящим человеком. Вы, конечно, и честью может здесь похвастаться задетой, но на самом деле здесь ещё кое-что и о внутреннем достоинстве. Наверняка вы знаете, а если не знаете, то расскажем вам.

Был очень известный несколько лет назад случай когда уважаемого телеведущего обозвали словом на букву «М» с пятью словами в этой фразе. Конечно же, человек обиделся и пошёл в суд. А лингвистическая экспертиза сказала, что это слово на букву «М» означает на самом деле просто очень мудрый человек. И достоинство в данном случае не было задето ни капельки.

-3

Итак, возвращаясь к вопросу исковых требований.

Деловая репутация — это то, что о вас знают, как вас воспринимают в обществе.

Грубо говоря, адвокат врачей и его позиционирование это и его деловая репутация тоже. Насколько он хорошо работает по делу, насколько правильно взаимодействует с окружающими людьми, как защищает своих клиентов.
Важная разница, о которой многие забывают. Особенно на вот этом пограничье, например, вы и главный врач, и клинику свою защищаете, и себя как-то не хотите обидеть.

Но, что важно. Чести и достоинства, в соответствии с действующим законодательством, у юридического лица нет! Честь и достоинство медицинской организации мы никогда в жизни не защищаем, только деловую репутацию.

Отсюда небольшие издержки. Моральный вред на юридическое лицо никогда не взыскивается в такого рода исках.

Это значит, что если вы хотите денег и морального вреда, подумайте можете ли вы заявить эти требования именно с позиции врача.

Следующая ошибка. Врачи и руководители медицинских организаций не всегда понимают, а кому предъявлять иск.

Доказательства зафиксировали. Поняли, что именно попрано, собственно говоря, обидчиком. Провели лингвистическую экспертизу и получили заключение лингвиста. Так кому заявлять исковые требования? На самом деле у нас широкий спектр возможностей, начиная от редактора канала, репортёра, журналиста, автора пасквиля или отзыва злобного характера, до учредителя средства массовой информации, в случае если вы можете объяснить почему именно учредитель в этой ситуации должен отвечать.

Можно привлечь сразу всех. Просто понимайте, что вам придётся сразу от этой толпы отбиваться. Если говорить о пациенте, который написал отзыв, здесь как-то с ним проще будет, как говорится бороться.

А если говорить о большом СМИ, то бороться с ним, обладающий юридическим штатом опытных юристов будет немножечко сложнее. Отчасти поэтому иски к знаменитому порталу ПроДокторов не имеет такого выхлопа как нам бы хотелось.
Итак, вы определились кому предъявляете ваш иск. Теперь важно определиться какие же у вас будут конечные требования. Что вы хотите?

Вот маленький нюанс.

Можно ли взыскать моральный вред или нельзя в вашей ситуации вы уже можете оценить. А ещё если вы хотите опровержение, то где, когда и в какие сроки оно должно быть опубликовано.

Если хотите изменений, то где, когда и в какие сроки оно должно быть сделано. А может быть вы просто хотите опубликование решения суда по этому делу, что тоже, в принципе, будет неплохо.
Ещё люди, которые никогда не участвовали в такого рода делах, да и собственно и юристы, очень часто здесь попадают на удочку бремени доказывания. Такое сложное юридическое понятие, которое означает, что, и какая сторона должна доказать. Если говорить про иски пациентов к медицинской организации, абстрагируемся от диффамации, то здесь всё просто.

Вообще всё должна доказывать медицинская организация. Априори она не права, априори медпомощь некачественная, а вот что она качественная, будьте любезны докажите. И сделать это объективно очень сложно.

А потому в исках о диффамациях (возвращаемся снова к ним) нужно будет тоже кое-что доказать. Если вы истец, ваша основная задача, во-первых, доказать, что был факт распространения. Вспоминаем ошибку No1 в начале статьи. И, во-вторых, ваша задача доказать, что информация порочит честь, достоинство и деловую репутацию, то бишь не соответствует действительности. Грубо говоря, вас обвинили в мошенничестве, приговора суда в отношении вас нет, достаточно будет это доказать справкой об отсутствии судимости.

А вот что сведения, которые были распространены соответствуют действительности и это действительно правда, должна доказать сторона ответчика. Чаще всего у нас именно истца заставляют «плясать» под эту дудку, и доказывать этот ложный и порочащий характер. Но на самом деле это не ваша головная боль. Если вы говорите, что вас задела эта фраза и доказываете, что она была распространена официально ответчиком, то всё на этом ваша доказательная база заканчивается, и «подпрыгивать» должна уже вторая сторона в судебном процессе. Обратите на это внимание.

И, к сожалению, самая частая ошибка в исках о защите чести, достоинства и деловой репутации. Когда мы идём в суд с иском, который 100% не имеет перспектив. Юристы редко могут сказать, что это дело имеет 100% успех, а это не имеет. Есть множество нюансов, касающиеся этого вопроса. Но в первую очередь нужно понимать, что суды любят отказывать в таких исках, когда считают такой отзыв личным мнением стороны ответчика, и не порочащим деловую репутацию нисколько.

Конечно же, можно написать одно и тоже абсолютно разными фразами и очень сделать обтекаемо. И, к сожалению, а может быть, к счастью, только профессионалы могут ответить на вопрос будет ли иметь ваше оспаривание судебные перспективы. Часто даже адвокаты не могут это сделать до конца и по делу назначается лингвистическая экспертиза. Совсем как в том деле, о котором рассказывали в самом начале.

К сожалению, многие отзывы, в том числе с портала ПроДокторов, как раз и относятся к личным оценочным суждениям, но при этом деловую репутацию врача или медицинской организации так или иначе портят, находясь на этом портале. Но здесь нужно понимать некоторые нюансы для того, чтобы иметь возможность правильно и грамотно обратиться за своей защитой в судебную инстанцию.