Алевтина выходила замуж за прекрасного человека. Виталий был работящим, добрым и заботливым. А если уж и были какие недомолвки, то что уж там, у всех бывает. «Переживем!» - часто повторяла она себе, в моменты грусти. Год сменял другой и все было хорошо, как у людей. Работали с мужем вместе на одном предприятии, вместе строили дом, растили дочек. Вместе переживали трудные времена для страны и каждой советской семьи.
Предприятие закрыли, оно было одним из многих, не удержавшихся на плаву в это тяжелые годы. Ходили конечно слухи, что мол вот-вот запустят, но в них уже все меньше верилось. Будущее выглядело весьма мрачным. Сил придавали подрастающие дочки. «Переживем! Нужно детей на ноги ставить» - как молитву повторяла Алевтина. Она старалась сохранять бодрость духа, даже в те периоды, когда хотелось выть от непонимания, куда идти и за что хвататься. Муж тоже держался, но все чаще начал топить свою тоску в бутылке. Нет, он работал, много и почти без выходных.
Когда они остались без работы, он быстро организовал в своем гараже автомастерскую. Клиентов было не много, на еду хватало, и на этом спасибо. Алевтина тоже работала. Пошла на рынок, как многие в то время. Получалось у нее хорошо. Выбора не было, дочек на ноги надо ставить. Через год уже было свое место и товар.
Муж все больше времени проводил в гараже, иногда возвращаясь, когда уже все спят или под утро. От него часто пахло алкоголем. Алевтина не ругалась. «Все сейчас выпивают, время тяжелое.» - думала она.
Чем лучше шли дела на рынке, тем смурнее становился муж. Виталий мог неделями с ней не разговаривать, а потом срывался, кричал.
Однажды, вернувшись из гаража, сказал – «Иди в спальню». Алевтина видела, что он выпил, но значения не предала и послушно ушла за мужем. Виталий держал табурет в руках. Она невольно улыбнулась. Вспомнила, как друзья подшучивали над Виталей в день свадьбы, что мол, жена твоя на пол головы выше, а еще и каблуки надела.
- Ты мне стих рассказывать собрался, Виталь? – спросила Алевтина.
Он молча подошёл к жене и стал на табурет.
- Да что, ты приду… - она не договорила. Тяжелая мужья рука глухим хлопком опустилась на щеку. Во рту появился металлический привкус крови.
Продолжая стоять на табурете он сказал:
– Ты моя жена и буду делать, что захочу. Сейчас, я тебя воспитываю. - и снова ударил.
Потом ушел в гараж и до утра не приходил.
Алевтина не спала всю ночь, все думала, что она сделала не так. Утром подходить с вопросами не решилась, а после оба сделали вид, что ничего не произошло.
Через пару месяцев это случилось снова. А после, вошло в привычку на годы.
Муж приходил, ставил табурет. Говорил, что будет воспитывать. Она получала затрещены, молча. Плакала потом, когда никто не видит. Терпела долго. Уходить некуда, да и какой позор в маленьком городке разводиться. Шептаться будут. «Детей без отца оставлять, пусть хоть какой, но папа, да и не обижает он девочек. Любит их.» – думала Алевтина.
Все эти годы она молчала, не жаловалась. Просто не хотелось сор из избы выносить. Надеялась, что дочки не знают. Да и как соседям в глаза смотреть, если узнают о побоях, стыдоба.
Дочки выросли, вышли замуж. Осталась она вдвоем с мужем. Он тоже утихомирился. Выпивал также, но все чаще спал, бывало побуянит, но бил уже редко.
Как-то осенью Алевтина вернулась домой из поездки за товаром для рынка. Машина была загружена тюками с вещами под завязку. Хотела, рассказать Витале как съездила, как дочкам с годовалой внучкой взяла обновки, рассказать о том, как выпросила хитростью на ветровочки скидку и сколько теперь заработать получится. Дома было тихо. На кухне горел свет, на столе красовались остатки банкета на одну персону –2 пустые бутылки водки, солёные огурцы и сковорода со скромными остатками жаренной картошки.
- Явилась? – донесся знакомый голос из спальни.
- Да. – дрожащим голосом ответила Алевтина. Она уже понимала, что сейчас произойдет.
- Ну иди сюда… Воспитывать тебя буду… И, это, табуретку захвати! – муж был в стельку пьян.
Она взяла табурет и пошла с ним в спальню. Пальцы знали каждый бугорок и шершавость этого проклятого стула. Как же часто она мечтала спалить его в огромном кострище.
Через 2 минуты над Алевтиной возвышался муж на табурете, размышляя, начать с правой руки или левой.
Вдруг, ее накрыла такая обида и … злость! Она посмотрела на мужа другими глазами, первый раз за 25 лет их брака. Перед ней стоял обрюзгший алкоголик, поднимавший на нее руку последние 15 лет.
Посмотрев ему пряма в глаза, она почти шепотом сказала:
- Виталь, я ж только с дороги. Устала как собака. – потом более уверенно и громко продолжила – А У НАС ДОМА ДАЖЕ ПОЖРАТЬ НИЧЕГО НЕТ!
Муж уже было замахнулся, но Алевтина, сама не понимая как, пнула ногой табурет вместе с мужем. Тот кубарем покатился вниз, скидывая комод и все за что цеплялся, пока падал.
- ТЫ СОЖРАЛ ВСЮ КАРТОШКУ! – вопила она, думая, что сошла сума.
Муж собрался подниматься. Тогда она схватила табурет и замахнулась. Виталя, прикрывал голову руками.
- Еще раз ты меня тронешь, я тебя убью. – прошипела сквозь зубы осатанелая Алевтина и бросила ненавистный табурет в угол.
Вышла на улицу, села в машину, не зная куда податься в поздний час. Дочерей пугать не хотелось, и она поехала к рынку. Там было тихо и пусто. Переночевала в машине. Утром, через знакомых нашла комнату в общежитии на первое время. После перебралась в квартиру. А через месяц подала на развод. Люди в городке месяца три косились и шептались об Алевтине – непутевой бабе, на старости лет ушедшей от мужа, а потом замолчали и забыли.
Его, она видела, с той ночи, первый и последний раз в ЗАГСе, когда разводились. Дочки помогли забрать личные вещи. Больше она ничего не взяла. Через несколько лет вышла замуж и постаралась забыть о первом муже с его табуретом. В новом доме, по крайнему настоянию Алевтины, были только красивые лакированные стулья.
Виталий чинил машины и продолжал выпивать. Однажды, дочка пришла его проведать, он был в бреду. Скорая сказала, что белая горячка. От последствий он оправлялся до самой смерти.
У человека есть 2 жизнь. Вторая начинается тогда, когда мы берем на себя ответственность и понимаем, что наша жизнь только в наших руках. Только мы решаем в какую сторону будет течь русло нашей реки жизни.
Спасибо, что дочитали статью до конца!