Русские люди в самые тяжелые годы испытаний нашей страны всегда молитвенно обращались за помощью к Богу. Да и как без Бога можно устоять? Надеяться лишь на свои силы и отрицать Бога - это путь в никуда. Потому русские люди осознали, что и Победа возможна только с помощью Божией. Сколько было кающихся... Сколько было молящихся... Снова и снова люди возвращались к Богу.
Святитель Николай, которому молился маршал Шапошников, по свидетельствам немцев, действительно помогал русским. Многие из них во время своего бегства из-под Москвы видели грозного Николу – русского Бога, как они его называли, шедшего впереди стремительно наступавших сибирских дивизий, в которых было изрядное число православных бойцов.
Удивительно, что даже немцы боялись Николая Угодника и подтверждали тот факт, что он помогает русским и между собой называли его русским Богом. При чем доказательство этих разговоров мы встречаем неоднократно во многих воспоминаниях, в том числе и фронтовиков.
Архимандрит Наум Байбородин рассказывал:
Шапошников Борис Михайлович, не скрывавший своих религиозных убеждений, молился перед боем: «Господи, спаси Россию и мой народ!» Он часами беседовал со Сталиным, и многие его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с золотыми погонами) были приняты.
Именно по его рекомендации на пост начальника Генштаба на смену ему был назначен Александр Михайлович Василевский – штабс-капитан русской императорской армии, выпускник Костромской Духовной семинарии, сын священника села Новопокровское Кинешемского района Ивановской области протоиерея Михаила Василевского и дочери псаломщика Надежды Иванвны. По существовавшим до войны классовым «правилам» будущий маршал был вынужден чураться отца и матери... Никто не измерит меру «невидимых миру» страданий, выпавших в связи с этим на долю выдающегося полководца. Сталин, узнав о сложившейся ситуации, в беседе с А.М.Василевским в 1940 году сказал ему, чтобы тот немедленно установил связь с родителями, оказывал бы им систематическую материальную помощь и сообщил об этом (его) разрешении в парторганизацию Генштаба. Есть свидетельство о том, что маршал Василевский тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн. Святой праведный Сергий Радонежский и Пресвятая Богородица его вразумляли, ни один полководец не мог руководить так, как он. Какую мудрость ему дал Господь!
Для тех, кто далек от веры, всегда возмущается, как правило, такими рассказами и не верят в то, что именно с Богом устоял русский народ в годы Великой Отечественной. Да и факты говорят обо всем:
Во время битвы за Москву митрополит Николай (Ярушевич) часто выезжал на передовую, совершал богослужения в московских храмах.
Огромное значение имел традиционный парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 года. Сталин в своем напутствии войскам призвал помнить имена тех, кто создал и защищал Россию, ее национальных героев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
Сразу же после парада был отслужен молебен перед Казанской иконой Божией Матери и совершен крестный ход вокруг площади, прося у Бога милости и помощи.
Все это сохранилось не только в памяти народной, но и в истории.
Несмотря на героические усилия советских войск, враг упорно продвигался к столице. Казалось, что ничто уже не в силах его остановить.
В некоторых местах оккупанты подошли к Москве на 25-30 км. В районе Красной Поляны установили орудия для стрельбы по Москве, которую можно было рассмотреть в бинокль. По Ленинградскому шоссе немцы дошли до Химок, где теперь построили кольцевую автомобильную дорогу, – никто не оказывал им сопротивления. Столица была открыта.
Но в церквах усиленно молились о спасении России, и молитва была услышана.
Сонм русских святых во главе с Пресвятой Богородицей пришел на помощь русскому воинству, защитив Небесным Покровом многострадальную Русь.
В эти дни чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была обнесена самолетом вокруг Москвы. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений, после чего началось резкое похолодание.
Наступление фашистских орд было остановлено сильнейшими морозами. Сам фюрер и его генералы свое поражение под Москвой объясняли небывалыми морозами. Гитлер говорил: «Той зимой, когда Наполеон уходил из России, самая низкая температура была 25 градусов, этой же зимой [1941/42 г.] она достигала 52 градусов по Цельсию, то есть вдруг ударили страшные морозы, а такое в России бывает только раз в 150 лет»
Морозы для немцев был ужасным бедствием. Замерзало все: техника, топливо, люди. Количество обмороженных достигло 228 тыс. человек.
Вот что пишет капеллан, служивший в итальянской армии:
«Однажды ночью, во время возобновления боевых действий, когда машины должны были ринуться в последнюю атаку на город, немецкие части вздрогнули от ужаса. Неожиданный скачок температуры превратил трассы в ледовое бездорожье, прибил к мерзлой земле и людей, и танки. Осознав это, немцы почувствовали растерянность, граничащую с ужасом; принимались отчаянные, нечеловеческие усилия, чтобы продолжить движение. Все бесполезно... В ответ - тишина: колеса не крутятся... Разве не видно руки Божией в том, как неожиданно и бесповоротно отказали машины перед тайными силами природы? И почему люди не умеют прозревать этот лик Бога, Который величаво идет на крыльях бури?»
Снова и снова мы читаем практически факты того, что Бог был с русским народом.
Немецкие генералы пишут в своих мемуарах:
«Нас Мадонна (так они называют Божию Матерь) не впустила в Москву. Мы видели Ее в облаках с Ангелами и отступили».
Немцы бежали, гонимые каким-то паническим ужасом, оставляя за собой трупы и разбитую технику. Никто из гитлеровских генералов так и не понял, что же случилось на самом деле.
Мы привели сегодня лишь несколько фактов из истории. И потому мы снова и снова просим молиться о нашей Отчизне. Каяться в своих грехах.
С Богом всё переживём! Он о нас не забывает! Это мы своими грехами распинаем Его вновь и вновь. Прости нас, Господи!
Слава Богу за всё!
Аминь.