Как вы думаете, какой первый вопрос задаю во время обследования (после выяснения анкетных сведений)? Вопрос о проявлениях изменений в организме (симптомах, жалобах) - это второй вопрос. Затем (третьим) следует выяснение ключевых особенностей истории болезни, которые укажут на основу болезни... Что же первое о пациенте все века интересовало врачей-диагностов и потому нашло отражение в трактатах и руководствах прошлых веков?
Представьте, что не только пациент никогда не видел ранее врача, но и врач видит пациента впервые. Следовательно, всем должно быть исходно понятно, что врач ничего о пациенте не знает в начале встречи - первичного приёма в кабинете.
Поэтому сразу после знакомства и уточнения анкетных данных (адреса, телефона и т.п.) и конституциональных параметров (рост, масса тела...), врач профессионально обязан узнать ОБРАЗ ЖИЗНИ пациента (-ки). Иначе говоря, получить информацию о том, чем обычно занимается человек каждый день. Причём насколько возможно КОНКРЕТНО.
Первый вопрос задается почти каждый раз в такой форме: "Расскажите, пожалуйста о своем образе жизни. Чем Вы обычно занимаетесь каждый день?"
[Здесь три ключевых слова: расскажите, обычно и день. Рассказать - это не сказать. Краткий рассказ полноценнее позволит описать что-либо другому человеку, чем одно-два слова (т.е. сказать). Обычно - это повседневно, как правило, почти всегда, а не вчера или однажды. У каждого человека (кроме приема пищи, посещения ванной и туалета) есть какой-то небольшой перечень действий, которые он/она выполняет почти ежедневно, и мест нахождения, где почти каждый день находится (кабинет, автомобиль, парк, бассейн и пр.). День - это часы в светлое время суток от пробуждения до засыпания. Этот тот период, когда преимущественно на человека влияют множество факторов из-за его пассивности ("лежит на диване"...) или активности (поездки, отсутствие отдыха...)].
Но большинство пациенток отвечают как-то так (варианты):
- Я пенсионерка (или Я на пенсии).
- Я предприниматель.
- Я менеджер.
Или так:
- Нормальный образ жизни.
- Как у всех.
Но больше всего мне "нравится" ответ-пояснение:
- Я работаю.
"Я работаю"
У меня профессиональная задача - получить максимум ключевых знаний о пациентке, которые помогут понять как восстанавливать ее здоровье, но пациентка не желает сотрудничать с врачом - устно кратко рассказать о своем ежедневном образе жизни.
Специально отвожу 30 минут на расспрос, поскольку знаю, что несмотря на 10-летний период обучения в СШ, где так или иначе обучают изложению, почти 90% людей не способны передать в устной форме простую информацию.
Раньше я просто спрашивал об образе жизни: "Какой у Вас образ жизни?". Получал ответ: "Хороший". Поэтому дополнительно специально поясняю ЧТО именно нужно рассказать. Но и в этом случае ответ ОЧЕНЬ ОБЩИЙ, не конкретный. Иначе - БЕСПОЛЕЗНЫЙ.
Также бесполезный, как и многие описательные частности типа "врач был в белом халате", "фамилия врача такая-то" и т.п.
Чтобы быстрее помочь пациентке правильно рассказать, подсказываю ей: "Я тоже работаю...". Но в ответ вижу непонимание в её глазах. Тогда надоумливаю: "Это общий и неконкретный ответ. Дворник работает. Водитель работает. Повар работает. Дачник работает. Строитель работает. Бухгалтер работает. Причем, один дачник мало работает, а другой очень много. Один дачник живет на юге, а другой в северной зоне. У всех разная работа, разные нагрузки и разные условия работы".
А ещё я стараюсь понять УСЛОВИЯ в месте (городе, поселке) в котором живет человек. Природные и бытовые. Соответственно задаю вопросы. Вы сейчас, при чтении этих строк воспринимаете текст нормально, но пациенты думают при этом странное. Некоторым кажется, что столичный доктор пренебрежительно расспрашивает об их провинции (И это при том, что доктор Ушаков из обычного областного города и не любит столичные условия).
Этим разъяснением стараюсь помочь. Дать человеку как-бы посмотреть в зеркало и увидеть-понять. Поэтому на ответ "Я предприниматель" тоже могу сказать, что и я предприниматель (но не из-за денег, которые воспринимаю как средство, а для существования и развития передовой Клиники). Предпринимаю как улучшить оборудование, методику лечения, как решить вопрос с персоналом, как...
Но и эта моя подсказка-зеркало не всегда помогает.
Неужели нужно какое-то специальное медобразование для того, чтобы простым языком рассказать об образе своей жизни?
На ответ об образе жизни "Как у всех" говорю: "Мне не нужно как у всех. Мне нужно как у Вас". (Впечатление, что пациентка хочет "отделаться" от меня своим ответом. Как бы, Отстань, чё привязался со своими вопросами...)
Я настраиваюсь внимательно изучить все важные особенности, влияющие на здоровье и спровоцировавшие определенные изменения в организме, а пациентка не хочет в этом помогать. Ведь для излечения нужно будет скорректировать условия жизни!!! И если мне эти условия будут неизвестны, то я не смогу верно сориентировать пациентку и какие-то факторы продолжат мешать восстановлению.
ПРОСТОЙ ВОПРОС?
Вы узнали о первом простом вопросе по существу. Второй как у же пояснил, - история болезни. Но не формально, а клинически - с выявлением важнейших особенностей, влияющих на основу болезни...
И в первом и во втором случае приходится очень сильно напрягаться расспрашивая, параллельно формируя в голове понимание сущности болезни у этой конкретной пациентки.
Да, я умею это делать. Но почему я это должен делать с большим напряжением? Незаметным снаружи прямым образом.
Точно также напрягается пациентка, когда я начинаю вежливо настаивать о подробном изложении сведений, относящихся к здоровью. Она явно думает, что врач агрессивно настроен, несмотря на вежливую мягкую интонацию и волшебное слово "пожалуйста".
Пожалуйста, поработайте для своей же пользы - передайте врачу словами (устно) конкретную информацию о себе. Но пациентки не хотят работать. Они добрались до Клиники и расслабились, ожидая, что как-то все получится само, без их труда.
Но Диагностика с Консультацией (Консультация невозможна без Диагностики) требуют их активного участия. Первоначально потрудиться - в виде рассказа (желательно по дороге к врачу и даже раньше просто подготовиться - подумать и даже записать на бумаге этапы истории развития болезни, с дозами принимавшихся препаратов в определенные периоды, проявления болезни и проч.) дать нужную информацию, а затем потрудиться - внимательно слушать и усваивать простые пояснения доктора, которому также приходится напрягаться эти 2,5 часа Диагностики и РАЗЪЯСНЕНИЙ (консультации).
Возможно, пациентки не привыкли к такому подробному выяснению обстоятельств жизни и истории болезни в других медучреждениях. Тех врачей устраивали примитивные ответы. Но ведь вы выбрали вариант полноценной Диагностики с Консультацией. В таком случае, нужно принимать активное и полноценное участие.
Клиника Щитовидной железы доктора А.В. Ушакова желает здоровья всем нашим читателям!
Мы знаем о сущности, лечении и помощи при многих болезнях и состояниях, сопровождающих изменения щитовидной железы, и восстанавливаем железу через восстановление всего организма. Проконсультируйтесь с врачами нашей Клиники.
ДЛЯ ВЫБОРА ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С КОМПЕТЕНТНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ