Найти тему

Части внутреннего ребенка

Внутренний ребенок – это изначальная природа человека, или часть личности (эго-состояние), которая отвечает за контакт с эмоциями, спонтанность, креативность, интуицию и энергию.

Отношения с внутренним ребёнком влияют на принятие себя, самооценку, здоровье, результаты в карьере, взаимодействие с противоположным полом, контакт с детьми, родителями, друзьями и качество жизни в целом.

Когда внутренний ребенок целостный, человек живет в гармонии с собой и миром. Однако, так бывает редко, поскольку сама суть взросления влечет за собой подстройку под окружающих и отказ от естественных стремлений и желаний. Как следствие, внутренний ребенок расщепляется на несколько частей.

Поэтому упрощенно можно выделить три вида (или части) внутреннего ребенка:

1. Свободный внутренний ребенок — это первозданное истинное «я» человека, источник энергии, желаний и вдохновения, которое уцелело в процессе взросления при взаимодействии с миром. В этом состоянии люди находятся, когда занимаются творчеством, любимым делом, радуются, наслаждаются моментом и играют.

Пример: 36-летняя иллюстратор Маша в состоянии свободного ребенка с увлечением пишет картину. Она наслаждается процессом и результатом.

В детстве 5-летняя Машенька любила рисовать и получала от этого удовольствие. Похвала и одобрение родителей помогли девочке развить природное творческое начало.

2. Адаптивный внутренний ребенок – это тоже осколок свободного ребенка. Эта часть личности появляется, когда свободный ребенок отказывается от своих потребностей и желаний в обмен на любовь и безопасность. Когда подстраивается под требования окружающих. Поэтому адаптивный внутренний ребенок хранит в себе установки, привнесенные из вне ценности, ограничения и запреты. Он может им следовать и тогда из него получится приспособившийся внутренний ребенок или мысленно оспаривать их и тогда мы говорим о мятежном внутреннем ребенке. Последний появляется, когда требования среды не позволяют сохранить внутреннюю целостность, но подстраиваться под них не хочется и есть ресурс сопротивляться.

Пример состояния приспособившегося внутреннего ребенка: 28-летняя бухгалтер Оксана хочет пойти учиться на дизайнера, но боится, что у нее ничего не получится. В 6 лет, когда Оксана показывала свои рисунки маме, мама все время отвечала: «Мазня какая. Лучше бы математикой занялась».

Оксана про это забыла, а ее приспособившийся внутренний ребенок до сих пор живет по сценарию: «будешь проявляться, огребешь недовольство близких» и сдерживает потенциал свободного ребенка Оксаны, который тяготеет к творчеству.

Пример состояния мятежного внутреннего ребенка: 26-летний дизайнер Матвей в ответ на просьбу клиента поменять цвет стен в спальне, почему-то начал злиться и доказывать, что темный оттенок будет лучше. В итоге разругался с заказчиком и остался без гонорара.

В детстве Матвей очень злился, когда папа говорил, глядя на его рисунки «ерунда какая, так каждый может». Матвей забыл эти ситуации, а его адаптивный внутренний ребёнок помнит и снова разыгрывает их с заказчиками-мужчинами. Вымещает на них злость, которая предназначалась отцу и оставляет раз за разом Матвея без гонорара.

3. Травмированный внутренний ребенок – это часть личности которая появляется, когда стресс оказывается слишком сильным и ребенок с ним не смог справиться. Происходит реакция замирания и, чаще всего, забывания исходной ситуации. Во взрослом возрасте это состояние проявляется, когда человек буквально замирает теряя дар речи без веских на то причин.

Пример: 34-летняя архитектор Наташа, когда должна была представлять проект нового жилищного комплекса перед советом директоров, словно замерла и потеряла дар речи. Вместо красочного рассказа, который она ранее репетировала, получилось невнятное мычание.

В первом классе, она много занятий пропускала по болезни, а родители не помогали наверстывать программу. В итоге, когда ее вызывали к доске, она часто отвечала не впопад. Класс от души смеялся над ней, а учительница показательно отчитывала, говоря так появляются двоечники.

Такая ситуация была психологически невыносима для маленькой девочки, и она замирала. Даже позднее, когда она выходила с хорошо подготовленным уроком - все равно не могла сказать ни слова, как будто совсем ничего не учила. Конечно, повзрослев Наташа забыла, как тяжело было отвечать в школе, но ее травмированная внутренняя девочка помнила. И когда возникла похожая ситуация (триггер) завладела Наташей, словно тихонько нашептывая ей: "Лучше молчи, а то опозоришься, все будут смеяться и директор отчитывать себя".

Исцелить внутреннего ребенка, значит интегрировать все его части и принять себя со всей своей историей. Мы обучаем психологов помогать клиентам прорабатывать состояния травмированного и адаптивного ребенка так, чтобы они преобразовались в ресурсные. Показываем, как дать поддержку и защиту раненным частям и использовать приемы энергетизации для усиления контакта со свободным внутренним ребенком.

__________

© Александра Буряева (Северюхина)

Telegram-канал - https://t.me/buryaeva

Части внутреннего ребенка
Части внутреннего ребенка