Двуспиральные лампы используются в комбинированных световых приборах автомобиля. Другими словами, когда один прибор отвечает за две функции — ДХО и передние габаритные или стоп-сигнал и задние габариты. Чаще всего в таких случаях используются лампы с цоколем p21/5w или безцокольные w21/5w. Сегодня мы рассмотрим светодиодный аналог таких ламп — Cikoo W21/5W.
Лампы накаливания — как было изначально
В названиях любых ламп, так или иначе, зашифрованы их технические характеристики или особенности конструкции. Если первой в маркировке указана буква W, то лампа бесцокольная, они бывают разной мощности, от 5 до 21 ватта, с одной или двумя спиралями. У аналогичных ламп с металлическим цоколем первая буква в маркировке P, например, P21/5W.
Цоколем называется часть лампы, на которой расположены контакты и которой она же устанавливается в патрон. Поэтому такие лампы называются «бесцокольными», лишь условно, потому что металлический цоколь с контактами в обычном его понимании отсутствует.
Далее в маркировке указывается мощность и количество спиралей. В нашем случае — W21/5W, то есть две спирали, одна на 21 ватт, вторая на 5 ватт. На фото ниже вы видите сверху тонкую спираль на 5 ватт, а под ней толстую — 21 ватт.
Лампы W21/5W также могут маркироваться как T20, здесь T20 — это название цоколя.
Как я уже сказал в начале статьи, двуспиральные лампы используются в фонарях, выполняющих две функции, обычно это габаритные огни и стоп-сигнал или ДХО. Тонкая спираль слабее и используется для габаритных огней, а толстая светит ярче, поэтому используется для дневных ходовых огней или стоп-сигнала.
С каждой спирали выходит два контакта для подключения к источнику питания — бортовой сети автомобиля, так мы можем зажигать спирали по отдельности.
И галогенные и лампы накаливания нечувствительны к полярности питающего напряжения, то есть им всё равно на какой контакт спирали вы подадите плюс и минус. Не имеет значения какой стороной вставлять лампу в патрон, цоколь симметричный и лампа будет гореть в любом случае.
Это позволяет производителя автомобилей делать любые схемы подключения патронов, в зависимости от возможностей и потребностей.
Разбираемся с биполярностью
Всё интересное началось с появлением светодиодных ламп. Как известно, светодиоды проводят ток в одном направлении, а это значит, что если неправильно подать питание, то они либо не зажгутся, либо просто сгорят. Из-за этой особенности некоторые светодиодные лампы могут не работать в каком-нибудь автомобиле, и наоборот — которые будут работать в этом автомобиле – не загорятся в другом.
Работоспособность лампы в конкретной машине зависит от внутренней начинки лампы, а, вернее, её драйвера. Лампы, которым не важна полярность питающего напряжения, называются биполярным.
Биполярная — от греч. bi – два, polos – полюс, то есть двухполюсная. Но в этом контексте имеет не стандартное для электроники значение, например, как у биполярного транзистора, а указывается на возможность работы при любой полярности питающего напряжения.
Казалось бы, нет проблемы перевернуть лампу, чтобы плюс и минус лампы оказались в тех же местах, где и плюс минус патрона.
Однако полярностью дело не ограничивается. Существует два основных варианта распиновки патронов ламп W21/5W — 7443 (стандартный) и 7443 SRCK (иногда указываются две последние буквы CK).
Повторюсь, с лампой накаливания это не имеет значения, потому у них контакты спиралей никак не связаны друг с другом и в обоих случаях к противоположным концам спирали лампы подключается плюс и минус.
У светодиодных ламп нет двух отдельных спиралей, и если лампа рассчитана под определенную распиновку, то общий контакт (минус) может быть просто перемычкой между двумя половинками цоколя. Поэтому при подключении неподходящей лампы, случится короткое замыкание между плюсом и минусом и сгорит предохранитель.
ВАЖНО! При выборе ламп W21/5W обращайте внимание на, то под какую схему они рассчитаны.
Биполярные лампы Cikoo cl0481 — подходят для любой схемы
Сегодня на обзор ко мне попали светодиодные лампы Cikoo W21/5W, модель cl0481. Производитель заявляет, что это биполярные лампы, подходящие для установки в Lada Vesta, Granta и другие.
Рассмотрим внешний вид лампы с верхней части до цоколя.
Светодиоды закрыты непрозрачным рассеивателем, который отлично справляется со своей задачей — светодиоды через него не видны в любом положении и режиме свечения.
Через прорези для вентиляции в нижней части корпуса просматривается драйвер, судя по наличию дросселя, импульсный. Это хорошо, но, по сути, открытая плата — компромиссное решение. С одной стороны, лучшее охлаждение, но с другой лампа не защищена от воздействия пыли и влаги. Это может негативно сказаться на сроке службы, если лампочка устанавливается в негерметичных плафонах. Впрочем, в автомобильных осветительных приборах, обычно, есть уплотнители и прочие крышки, которые выполняют защитную функцию.
На цоколе лампы есть выступы для фиксации в патроне, без них лампа вываливалась бы. У лампы 4 контакта, у патрона для неё 3 провода, как отмечалось выше, два из четырёх выводов – подключаются к общему контакту, оставшиеся два отвечают за сильный и слабый режим свечения.
Для начала посмотрим, как вообще светится лампочка. Для питания я использовал зарядное устройство 12-вольтовых аккумуляторов. Подключим питание, установим лампу в патрон и…
ВАЖНО! Cikoo cl0481 рассчитана на питание напряжением 12/24 В. То есть лампочки подходят для легковых и грузовых автомобилей с напряжением бортовой сети 24 вольта.
Красный провод здесь отвечает за слабое свечение, жёлтый за яркое. Кстати, светит лампа нейтральным белым светом с небольшим сдвигом в холодный оттенок, как и обещает производитель (заявленная цветовая температура — 5000 к).
Второе, что важно проверить — биполярность. Для этого нужно перевернуть лампу в патроне и, если загорится, то всё отлично, если нет — значит, производитель нас обманывает.
По надписи на «борту» видим, что лампа светится в любом положении в патроне. Мне стало интересно, какая здесь распиновка, чтобы сравнить её со схемами, приведёнными выше, но меня ждало удивление, и вот почему:
Я поочередно переставлял минусовой провод на каждый из контактов и касался плюсовым оставшиеся три свободных контакта. При любом варианте подключения работают оба режима свечения. При подаче питания на соседние или противоположные контакты короткого замыкания не случилось, поэтому я могу сделать вывод, что лампочка Cikoo cl0481 будет работать при любом варианте схемы подключения — стандартной 7443 и SRCK.
К сожалению, я не гарантирую истинность своих слов, потому что я не нашёл патроны разных типов в моём городе. Но если это не так, то лампа хотя бы не сожжёт предохранитель в вашем автомобиле, в отличие от некоторых…
Далее я измерил потребление лампы при разных напряжениях, которые смогло обеспечить моё зарядное устройство.
Лампа потребляет немногим больше 1 ватта в сильном режиме свечения, при этом достаточно ярко, по крайней мере, сопоставимо со стандартной лампой накаливания.
Интересно, что, если при работе слабого режима включаем сильный, лампа начинает светить ярче, а наоборот — нет. То есть когда горит яркий режим включение или выключение слабого никак не влияет на яркость свечения лампы. В лампе накаливания в любом случае будет изменяться количество излучаемого света. Это не особо влияет на эксплуатационные качества лампочки, скорее просто личное наблюдение.
Подведем итоги
Лампы Cikoo cl0481 W21/5w или 12/50V мне понравились и могу выделить три плюса, которые бросаются в глаза:
- + прочный корпус
- + хороший рассеиватель
- + универсальность.
Есть ли недостатки? Покажет эксплуатация.
Могу выделить, разве что, неочевидную работу драйвера. Тем не менее мы видим, что при снижении питающего напряжения, пусть и незначительно, но поднимается потребляемый ток, следовательно, драйвер стремится поддерживать ток через светодиоды, а, следовательно, и яркость лампы.
Стоимость на момент написания обзора около 790 рублей. Купить такие лампочки можно на ОЗОН и Wildberries. Средняя оценка товара – 4.6 звезды, а отзывы пользователей в подавляющем большинстве положительные.
На этом у меня всё, если у вас есть опыт использования таких или аналогичных лампочек — делитесь в комментариях!