Икона Богородицы Влахернская из Спасо-Влахернского монастыря
Влахернская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрия, что в переводе означает Путеводительница. Ее также называют Фиоскепастос (Богохранимая), что встречается довольно редко. Выполнен Образ в очень интересной технике – рельефное изображение из воскомастики. Это одновременно – икона и мощевик, то есть икона наполненная святыми мощами. Предположительно, Влахернская икона создана в IV столетии в Никомидии. Позднее ее перенесли в Константинополь. Там святыня находилась во Влахернском храме, откуда и взяла свое название.
Икона считалась покровительницей города, защитницей от недругов. И особо почиталась императорами. В VII веке во время осады города, патриарх Сергий прошел с ней по стенам града и неприятель отступил, увидев как по ним идет Сама Богородица.
Так возникла традиция каждый год в Великий пост переносить икону из храма в императорский дворец, где она оставалась весь Пост. Похожая традиция возникла и в семье Головиных – они перевозили на время икону из Спасского собора Деденева в Москву, в свой Московский дом.
В период падения Византии святыню временно прятали в монастыре Пантократора (монастырь Спаса Вседержителя). Позднее, в 1653 (54) году, Влахернскую икону Божией Матери доставили в Россию, ко двору Алексея Михайловича Романова. Вместе с ней привезли несколько копий.
Одну из икон разместили в Успенском соборе Кремля. До конца XVIII века - в пятую субботу Великого Поста, Влахернский Образ ставили перед Царскими Вратами и читали перед ним акафист.
Хождение в Москве Крестным ходом на Иордань на праздник Богоявления также сопровождалось Влахернской иконой.
Влахернская икона Божией Матери, в честь которой был основан Спасо-Влахернский женский монастырь, является более поздней копией, созданной в России в 1705 году (предположительно мастерами Оружейной палаты). Она также выполнена в рельефной технике, и являлась иконой – мощевиком.
От деденевской «Влахернской» иконы происходили многие чудеса. Известен такой случай: В 1737 году во время «Троицкого пожара» в Москве, пламя погасло, когда дошло до крестовой палаты, где у Головиных находилась эта икона. Так от огня была спасена вся Покровская улица. В лихолетья с ней обходили крестным ходом вокруг Деденева-Новоспасского. Упоминается, что таким образом в 1770 году село было спасено от чумы, а в 1831 году от холеры. В 1802 году Василий Васильевич Головин II получил от этой иконы исцеление. В благодарность он ее очень богато украсил – серебром и драгоценными камнями.
Прославилась святыня и как защитница от врагов. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты, войдя в Деденево-Новоспасское, не учинили в нем никаких разорений. Во время Великой Отечественной войны в нескольких километрах от поселка Деденево, на Перемиловской высоте, произошел победоносный перелом в битве за Москву. Монастырь к тому времени уже был разграблен и закрыт, но Влахернская икона находилась неподалеку, в Дмитровском краеведческом музее.
После победы над фашистами, в Москве был открыт музей Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, куда и передали из Дмитрова Влахернскую икону. В 2015 году святыня вернулась из музея Андрея Рублева в свой родной Спасо-Влахернский монастырь.
Празднование Влахернской иконе Божией Матери совершается 7/ 20 июля.
В Спасо-Влахернском женском монастыре еженедельно у Влахернской иконы Божией Матери служится молебен с акафистом. Сестры Спасо-Влахернского женского монастыря ежедневно читают акафист иконе Божией Матери «Влахернская» .(Ακολουθίας Χαιρετισμών πρός τόν εικόνα της Παναγίας των Βλαχερνών)
Фильм о иконе Пресвятой Богородицы Влахернской можно посмотреть на сайте монастыря Здесь.
История о самом древнем акафисте Богородицы
Акафист Пресвятой Богородице, по образцу которого написаны все остальные, есть у нас в молитвословах. Начинается он со слов «Взбранной Воеводе победительная», и написан давным-давно, тысячу лет назад, в честь избавления Константинополя от вражеских полчищ.
Изначально наименование «акафист» – в переводе с греческого языка означает «гимн, при пении которого не сидят» – относилось только к акафисту Богородице. Но в дальнейшем так стали называть отдельный жанр позднейших церковных песнопений, составленных по образцу самого первого и некогда единственного акафиста.
Есть два варианта Акафиста Богородице Влахернской. Первый - это Акафист Пресвятой Богородице (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста)Радуйся, Неве́сто Неневе́стная. Читайте здесь.
Второй вариант акафиста иконе Влахернской Богородицы был написан позже, уже в наше время, весной 2016 года, в России на русском языке известным гимнографом, автором Евгением Владимировичем Никольским (Nikolsky Yevgeniy Wladimirovich), потомком рода Храповицких по женской линии. Для связи с ним пишите сюда eugeniusnik@gmail.com. Евгений Владимирович преподаватель философии и религиоведения, профессор и доктор филологических наук, магистр богословия.
Второй вариант акафиста есть в интернете и находится в свободном, открытом доступе. Он был опубликован 30 августа 2017 года, можно прочитать его здесь. А по этой ссылке можно скачать акафист Пресвятой Богородице Влахернской в формате PDF.
А ещё позже, в 2021 году, второй вариант акафиста Пресвятой Богородице Влахернской с русского языка был переведён на румынский Acatistul Icoanei Maicii Domnului din Vlaherne. В интернете он появился 16 апреля 2021 г.
Ссылка на акафист на румынском языке здесь.
История о песнопении Взбранной воеводе
Взбранной воеводе (греч. Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ) в православном богослужении — кондак Богородице.
Он был написан в честь избавления Константинополя в 626 году от нашествия варваров и Сасанидов. Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. Традиция ежегодно в Великий пост читать акафист Богородице на 5 неделе в субботу пошла с того момента, когда во время осады города в 626 году персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя, и враги отступили, заявив о том, что увидели на стене Богородицу.
Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Тогда икону вместе с горящей перед ней лампадой замуровали в стену монастыря Пантократора. Там ее и обнаружили через сто лет. Причем лампада продолжала гореть.
В 1653 году именно эту икону доставили на Русь в дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь. Украсили окладом из чеканного золота, большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга. Приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда. Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Отсюда царь всегда брал ее с собой в военные походы.
Песнопения на греческом:
Кондак Богородицы перед иконой Богородицы Влахернской
в исполнении инокини Александры вы можете послушать на этом канале.
Богородица Дева на греческом языке в исполнении инокини Александры слушайте здесь.
На сайте Спасо-Влахернского монастыря в разделе "Видео о нас" можно посмотреть фильмы о монастыре и послушать песнопения.
Каждое воскресенье после литургии в монастыре служится с батюшкой молебен с акафистом Пресвятой Богородице Влахернской перед её чудотворным древним образом.
Спасибо за подписку, лайк и комментарии!