В прошлый раз мы разбирались с боевым прошлым полковника Скалозуба. Выяснилось, что оснований отказать ему в таковом у нас нет. Но и искать в комедии Грибоедова почтения к этому персонажу бессмысленно. Скалозуб – комический герой.
10 лет разделяют победы 1812-1814 года от времени действия комедии. И за эти 10 лет многое изменилось в Москве и в русском обществе в целом. Восторг перед победителями Наполеона поугас. Вспомним монолог Чацкого:
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Что же произошло за эти годы? Военные части попали в клубок требований, зачастую полностью противоречащих их боевому опыту. Во главу угла ставились идеальный внешний вид, беспрекословная дисциплина, подготовка к парадам и смотрам. В 1820 году в л. гв. Семеновском полку произошло возмущение, вызванное грубостью полкового командира. В конечном счете один из лучших полков в российской армии был распущен.
За несколько лет до этих событий император Александр I обратил внимание на недопустимое поведение офицеров этого полка.
«В семеновском полку устроилась артель: человек 15 или 20 офицеров сложились, чтобы иметь возможность обедать каждый день вместе; обедали же не одни вкладчики в артель, но и все те, которым по обязанности службы приходилось проводить целый день в полку. После обеда одни играли в шахматы, другие читали громко иностранные газеты и следили за происшествиями в Европе, - такое времяпрепровождение было решительно нововведение».- писал И.Д. Якушкин.
В военных кругах происходило резкое размежевание. Одни считали, что офицер может и должен быть человеком образованным и интересующимся общественными вопросами. Другие полагали, что круг интересов офицера должен быть ограничен исключительно делами службы, в которых главным было неукоснительное следование распоряжениям высшего руководства. В этом конфликте сторонники первого мнения нередко выбирали отставку.
Чацкий, не бывавший в боях, некоторое время служил в кавалерии, но вышел в отставку. Прямо как сам А. Грибоедов.
Но и среди героев-победителей нашлось немало таких, кому претила военная служба. Вспомним хотя бы брата Скалозуба
Чин следовал ему
Он службу вдруг оставил.
Мнение Скалозуба о чтении и образовании вполне растолковали нам учителя литературы. Мы помним, что приличному человеку с точки зрения полковника подобные занятия не соответствуют.
Немного сложнее ситуация с тем, какие качества Скалозуб ценит. Сравнивая гвардейских офицеров с армейскими Скалозуб замечает:
А в первой армии когда отстали? в чем?
Все так прилажено, и тальи все так узки,
И офицеров вам начтём,
Что даже говорят, иные, по-французски.
Как видим о боевых подвигах речи нет. Характерен и тот отзыв о полковнике, который произносит Чацкий после нескольких минут беседы с ним
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки.
Все эти слова говорят об особом стремлении полковника сделать эффектной и представительной свою внешность. Хрипунами называли любителей высоких воротников, стягивавших горло и мешавших говорить.
Это слово обращало внимание и на имитацию французского произношения – грассирующего «р». Заметим, что, судя по реплике Скалозуба, сам он по-французски не говорит.
Слово «удавленник» подчеркивает не только эту страсть, но и любовь к затягиванию талии.
Фагот – в данном случае не музыкальный инструмент, а сравнение манеры говорить с его звучанием, резким и отрывистым.
Мазурка пришла в Россию на рубеже XVIII и XIX в. и к 1820 г. завоевала себе место на дворянских балах. А.С. Пушкин 7 раз упомянет ее в романе "Евгений Онегин". Пик популярности этого танца связан с творчеством Ф. Шопена и придется в России на конец 1830-начало 1840х гг. В 1824 году она еще обладала ароматом новизны и умение танцевать мазурку также было способом произвести эффект в обществе.
Образ Скалозуба прописан А.Грибоедовым особенно тщательно. Кажется, что писано с натуры и прототип должен был быть узнаваем. О прототипе действительно много говорили. Упоминали к примеру Степана Федоровича Паскевича (1185-1840), брата генерала И.Ф. Паскевича (1882-1856).
Степан Федорович хоть и уступал в военных талантах своему брату, но воевал с 1805 года, получил ряд боевых наград, в том числе Владимира «с бантом». Но при сходстве некоторых биографических и характерных черт, прямой аналогии не наблюдалось.
И современники не увидели в Скалозубе оскорбления российской армии. Может быть, дело в типичности образа. Смеялись над типажом, а не над офицером.
Как заметил И.Д. Якушкин «На каждом шагу встречались Скалозубы не только в армии, но и в гвардии».