В комментариях к статье о церковном расколе возникло много интересных версий о причине преобразований. Кто-то винит греческих униатов, кто-то Ватикан, англичан, Михаила Романова, который якобы брал кредиты у всех подряд. А может не надо усложнять? Как говорится, ищи кому выгодно.
Никита Минов: молодые годы
Будущий патриарх (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово Нижегородского края в семье мордовского крестьянина. Большинство крестьян занималось бортничеством и платили медом оброк. Жизнь мальчика была безрадостной. Мать умерла вскоре после его рождения, а мачеха не кормила, нещадно била, заставляла работать. Утешение любознательный ребенок находил в чтении священных писаний, и в 12 лет его отправили на учение в монастырь.
Через 7 лет Никита вернулся и стал иереем в соседнем селе. Он женился, но брак оказался несчастливым, все их с супругой дети умирали во младенчестве. Никита воспринял это как знак свыше, он убедил жену постричься в монахини.
Движение вверх
В 30 лет Никита ушел в Соловецкий монастырь, где постригся в монахи под именем Никона. Это означало, что он отрекается от мирской жизни и избирает для себя другой путь.
В 1643 г. он стал игуменом (настоятелем) Кожеозерского монастыря.
В 1646 г. произошла судьбоносная встреча Никона с царем Алексеем Михайловичем Романовым. Царь совсем юн, ему всего 17 лет. По свидетельству современников, Никон произвел огромное впечатление на монарха своей величественной наружностью, красноречием, целеустремленностью и решительностью.
Царь уговорил Никона переехать в Москву, где тот был поставлен архимандритом (высший монашеский сан в РПЦ) Новоспасского монастыря. Тут он и вошел в "Кружок ревнителей древнего благочестия" наряду с протопопом Аввакумом.
С 1648 года Никон – митрополит (епископский титул в РПЦ, относится к высшему рангу) в Новгороде.
ИНТЕРЕСНО! В большинстве европейских стран епископский титул могли получить только аристократы. Здесь мужик из мордовских крестьян получил титул великого государя и святейшего патриарха.
Царь просит прощения у мощей
Постепенно властный и честолюбивый Никон оказывает все большее влияние на молодого царя. В 1652 году Никон привез в Москву мощи задушенного при Иване Грозном митрополита Филиппа. По научению Никона Алексей Михайлович прилюдно просил мощи святого простить его предшественника на троне за это убийство.
Никон – патриарх
В 1652 году Никон становится патриархом Московским и всея России.
Процедура выбора патриарха происходила с необычайной торжественностью. Царь в присутствии духовных владык и бояр, стоя на коленях, со слезами умолял Никона принять патриарший сан. Никон в ответной речи требовал от Алексея Михайловича полного повиновения.
И действительно, Никон получил от царя еще и титул "великого государя". Алексей Михайлович настолько доверяет своему "собинному другу", что уезжая на войну с Польшей, поручает ему управление государством и царскую семью.
Никон всячески демонстрировал превосходство духовной власти над светской. Он подчиняет себе Боярскую думу.
Даже по роскоши одеяний он не желал отставать от царя. Его саккос (в переводе с греческого – рубище), хоть и сделан из домотканого холста, сплошь был расшит золотом, и жемчугом. После Никона осталось не меньше 100 роскошных одеяний, вес некоторых из них достигал 16 кг, так "плотно" они были украшены.
Кроме всего прочего Никон активно вмешивался во внешнюю политику Алексея Михайловича. Он всячески подталкивал царя к войне со Швецией, которая так и была начата в 1656 году.
Церковная реформа
За это мероприятие Никон взялся со всей энергией, а также свойственной ему нетерпимостью и жестокостью. Желая достичь цели и, в какой-то мере, угодить царю, он действовал поспешно, на тех, кто не подчинялся, налагались суровые кары. Самым распространенным способом усмирения и наказания мятежников стало сожжение на костре.
Царь был поражен методами проведения реформы, жестокостью и гордыней Никона. В 1654 году патриарх велел провести обыски в домах и собрать иконы нового русского письма. Иконам выкалывали глаза и в таком виде носили по городу, объявляя анафему всем, кто будет хранить такие иконы.
Царь повзрослел, возмужал и не желал более видеть возле себя надменного патриарха. Последней каплей стали неудачи в войне со Швецией.
Алексей Михайлович перестал посещать церковные службы Никона, а также приглашать его на торжественные приемы. В 1658 году раздраженный патриарх отрекся от сана и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Он надеялся, что царь одумается и будет просить его о возвращении. Но Никон переоценил свое влияние, ему было приказано оставаться в монастыре. Царь был рад, что строптивый патриарх сам избавил его от своего присутствия на вершине духовной власти.
В 1664 г. Никон пробует вернуться в Москву, чтобы занять патриарший престол, но его отправили обратно. В 1666 г. великий церковный собор принял решение о том, что патриарх по своему разумению бросил вверенную ему паству. Никон был лишен патриаршего сана, стал простым монахом и был отправлен на житье в северный Ферапонтов Белозерский монастырь.
Только в 1681 г. уже после смерти Алексея Михайловича его сын царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в дорогой его сердцу Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье, но по дороге Никон умер.
Как вы думаете, какова роль Никона в церковной реформе? Сделал ли он для России что-то хорошее?
Пишите ваши комментарии, ставьте «👍»
Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на мой канал – ваша поддержка очень важна для меня! Спасибо!