В последние дни я много писала - а читатели мои много, стало быть, обсуждали - про актеров и музыкантов, про российское кино в целом. Ну и про Козловского, куда ж деваться.
А сегодня, к примеру, был тот редкий день, когда я пообщалась по телефону со своим Андрюхой, воюющим на фронте. И он - в числе прочего - попросил меня передать ему с оказией флешку для телефона с фильмами.
-Какие тебе фильмы закачать?
-Не знаю, зай… (пауза; думает). Российские только. Лучше, наверное, военные. Не хочу американские смотреть. Надоели эти американцы, уже в печенках (опять пауза). Один парень тут у нас смотрел американское кино про Вторую мировую, где американцы утверждают, что это они войну выиграли. Я потом сказал ему: ну тебе самому-то не противно такое смотреть?..
Понимаете, какая штука? Ребята воюют. И им - в их редкие минуты отдыха - НЕ ВСЁ РАВНО, что смотреть. Они не хотят смотреть то, что не к душе. А уж новости (особенно всякие сплетни) доходят до них в окопы чуть ли не быстрее, чем до нас с вами.
И как они будут относиться - нет, не к Козловскому - к нам с вами, когда узнают, что он тут у нас в тылу вещает нам из всех приёмников про вечное, доброе и разумное?
Я не против Козловского как человека. Более того: молчал он - и ладно. Кто бы его трогал. Но говорить за патриотизм, имея в анамнезе год отмалчивания и всякие разные нехорошие вещи вначале…
Кто-то скажет: ну и ладно, да что такого. Но это скажет тот, у кого никто не воюет на фронте. Более того: даже из тех, у кого никто не воюет, так скажут далеко не все. А только, пожалуй, те, кому всё равно, что там, в грязи и под дождем (а сейчас на фронте много где зарядили дожди), - что там в эту самую секунду воюют НАШИ мужики. Воюют за НАС. Вот они-то - точно и сто процентов ЗА НАС.
Вопрос: почему мы не думаем о том, как ОНИ воспримут вот это вот культурное компрадорство? Что, будем продолжать плевать им в душу?
И если кто-то хочет возразить мне, что «Ирина, вы передёргиваете, вы не правы, нельзя так категорично» - пожалуйста, возражайте. Я выслушаю, и вполне себе спокойно. Но только время от этого менее военным и менее категоричным не станет…
Повторюсь: какие такие смыслы конкретно такой вот условный испуганный Козловский (и не только он один) может кому-то дать, которых (этих смыслов) не может дать ни один другой актер? Нет, меня правда очень интересует этот вопрос. В чём незаменимость того же Данилы Козловского для нашей публики? Чем конкретно Данила столь уникален, что мы готовы и ребятами на фронте поступиться?..
Не знаю. У меня - нет ответа на все эти вопросы. Я только знаю, что не имею права обидеть своего Андрюху своим соглашательством именно сейчас, вот в этот самый момент, пока он воюет. А когда он вместе с сотнями тысяч других ребят вернется с войны - пускай они сами решают, допустимо ли такое вот поведение актера или не очень допустимо. С ИХ мнением я готова согласиться, даже если оно не совпадет с моим.
Но это будет потом, после Победы. А пока что те, кто за год не нашел ни одного ободряющего слова для Родины и её бойцов, кто не сказал ни слова, когда Запад коллективно распинал Родину и её бойцов в медиапространстве, - эти люди, по моему мнению, все-таки должны тогда уж продолжать отмалчиваться до конца. Так как они действительно рискуют навлечь на себя гнев части нашего общества. И дело не в том, что актер «просто играет». «Просто играть» в наше время, на мой взгляд, невозможно. Играть можно только на чьей-то стороне…