Мир, в котором мы живем, сложен и часто ставит перед нами проблемы, требующие решения. И в личном и в организационном менеджменте, чтобы решить эти проблемы, крайне важно, чтобы мы понимали их основные причины. Без понимания первопричины проблемы предпринятое действие будет неэффективным и может даже усугубить ситуацию.
Допустим, мы хотим сделать мир добрее. Что мы можем сделать, чтобы люди стали добрее, чтобы совершалось меньше преступлений? Чтобы это сделать, нужно понять причины отсутствия доброты.
Филип Зимбардо начинает свою книгу "Эффект Люцифера" с яркого примера. В средние века считалось, что злые дела были вдохновлены дьяволом, который говорил через ведьм. Церковь предложила очевидное решение - уничтожить ведьм. В течение трех веков были убиты десятки тысяч людей! Сегодня мы считаем, что средневековые священники сами стали источником зла. Они неверно определили первопричины, а потому их действия были не только бесполезны, но и вредны. В современном обществе преступников наказывают с помощью исправительных учреждений. Полагается, что такое наказание исправит человека. Возможно ли, что мы до сих пор плохо понимаем причины асоциальных поступков, а потому не можем создать более человечное общество?
Один из подходов, который был предложен для понимания первопричины проблемы, предложил автопроизводитель Toyota — это метод «5 почему». Он используется для выявления основных причин проблемы путем пятикратного повторения вопроса «почему». Например, если проблема в том, что машина не заводится, первым вопросом почему будет "Почему машина не заводится?" Ответ может быть «Потому что батарея разряжена». Второй почему бы "Почему батарея разряжена?" Ответ может быть «Потому что генератор не работает». Третье почему было бы "Почему генератор не работает?" Ответ может быть «Потому что ремень порвался». Четвертый почему бы "Почему порвался ремень?" Ответ может быть «Потому что он старый и изношенный». Пятое почему бы "Почему не заменили ремень?" Ответ может быть таким: «Потому что владелец не обслуживал машину должным образом». Спросив «почему» пять раз, мы сможем добраться до первопричины проблемы и найти эффективный метод решить проблему. Этот метод можно применить к любой проблеме, будь то личная или организационная.