Найти тему

М.И.Кутанин о библиотерапии

Этому замечательному ученому Саратовской научной школы исследователи проблем библиотерапии обязаны интересными наблюдениями и фактами.Он объявлял библиотерапию частью психотерапии. Исследователь анализировал влияние книг на больных и проследил динамику состояния пациентов под воздействием чтения. М.П.Кутанин считал, что книга является сильным стимулятором нервной системы, оказывающим как успокаивающие, так и раздражающее воздействие на психику. Он приводит факты, известные из литературных источников.

-2

Комментируя сказки 1001 ночи, М.И.Кутанин утверждает, что больной властелин, страдающей тяжелой формой болезненных страхов вылечился благодаря перелистыванию страниц объемистой книги. Используя в качестве примера историю заболевания писателя Эразмома Роттердамского, М.П.Кутанин утверждает, что тот поправился от нарыва благодаря чтению писем, над которыми смеялся от души. М.П.Кутанин считает, что медицинская литература усиливает ипохондрические состояния больных в целом, и мнительность, в частности.

Его наблюдения за больными позволили сделать два вывода. Первый: необходим тщательный подбор книг для библиотек лечебных учреждений. Второй: необходимо привлечение врачей в качестве экспертов при формировании фондов этих библиотек.

Заслуживает внимание и мысль М.П. Кутанина о необходимости дифференциации подбора книг для специализированных медицинских учреждений (туберкулёзных, психиатрических, детских и других больниц).

Взгляды М.П. Кутанина обусловили применение библиотерапии как самостоятельного направления деятельности. Однако следует отметить, что, к сожалению, автор ориентировал читателя-пациента исключительно на “лёгкое чтение”, регламентированное врачом, а не выбором самого читателя. В подтверждении своей позиции автор предлагает для библиотерапевтических целей художественную литературу, путешествия, книги серии «жизнь замечательных людей», мемуары, книги по искусству, естественным наукам, текущей политике, о международном положении, особенно свежие газеты, популярные книжки о науке и технике, отдавая тем самым дань времени. В качестве специального средства психотерапевтического воздействия, по мнению М.И.Кутанина, может быть использован роман Н.Островского «Как закалялась сталь».

Заслуживает внимания идея М.И.Кутанина о необходимости проведения научных исследований по проблеме библиотерапии совместными силами медиков и библиотекарей. Он озвучил эту идею на совещании библиотекарей в г. Сочи в 1946 году. Однако многие медики-практики рассматривали библиотерапии с позиций предпочтения «легкого чтения».40-50 годы прошлого века в целом характеризуются проявлением яркого интереса к библиотерапии как со стороны библиотекарей, так и врачей. Среди врачей господствует стратегическая установка на подход к библиотерапии : субъект- объектный подход « от книги» и «легкое чтение». В библиотечной практике вновь ведутся поиски новых, соответствующих целям библиотерапии, форм мероприятий, ориентированных на читательские группы. Интересен опыт сближения позиций медиков и библиотекарей. В этом отношении заслуживает внимание опыт советского библиотекаря из Литвы Г.Бредикайте. Она, в 1946 году начала применять библиотерапию, будучи заведующей библиотекой I Вильнюсской больницы. Она организовала для больных громкие чтения художественной литературы в летнее время. Для этих целей она подбирала произведения литовских классиков. Библиотекарь подключила к своей работе медицинских работников, которые направляли больных на литературные вечера и другие мероприятия библиотеки. В это же время Г Бредикайте вела дневник наблюдений за популярностью читаемых произведений, настроениях, переживаниях читателей. К сожалению, в библиотековедческой литературе нет подробного отражения этих данных, которые реально позволили бы судить об уровне воздействия тех или иных библиотечных мероприятий на различные группы читателей.

В эти годы по всей стране уделяется большое внимание проблеме формирования культуры чтения. В массовых и технических библиотеках популярны различного рода альбомы и плакаты, посвященные рациональным методам работы с книгой, важнейшим библиотечно-библиографическим изданиям. Получили широкое распространение лекции по культуре чтения. Так, например, в 1940 г библиотека Выборгского Дома культуры организовала для своих читателей цикл лекций на тему «Как работать с книгой», в который входили такие темы, как : 1). Самостоятельное чтение как метод занятий; 2). Рабочая запись при самостоятельной работе. Сотрудники библиотеки раздавали читателям абонементы, где указывались темы лекций, краткий план и рекомендуемая литература. Учет посетивший проводился по талонам, которые отрывались от абонемента при посещении читателями лекций. Культура чтения по сути дела формировалась по двум направлениям: работа с книгой и пропаганда библиотечно-библиографических знаний. С конца 50-х годов приоритет получает работа библиотек по библиотечно-библиографической ориентации читателей. К сожалению, в 90х- гг 20 века созданные в при больницах и санаториях библиотеки были практически уничтожены, произошел разрыв совместной исследовательской деятельности представителей разных подходов.

Примечание. Фото взято из открытых интернет - источников. Картинка помещена , с разрешения художницы и автора блога Натальи Баевой.